Как поменять бендикса на стартере ваз 2109

Что нужно для работы

Сразу же обратим ваше внимание, что бендикс ремонту не подлежит. Соответственно, если он сломался, то вам однозначно придется потратить время и деньги, чтобы установить новый. К счастью, его стоимость не так высока, поэтому нет никакого смысла пытаться восстановить невосстановимое. Тем более что процедура установки нового устройства не так сложна. Главное, чтобы под рукой были необходимые детали и инструменты. Для работ вам понадобятся:

  • плюсовая и минусовая отвертки;
  • рожковые ключи на 13 и 10;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • запасная деталь.

Обратите внимание, что не всякий бендикс подойдет к конкретному стартеру. Поэтому нужно будет купить подходящую деталь.

Видео: Замена бендикса ваз 2109

Диагностика бендикса – как выполнить ее правильно

Понять, что именно обгонная муфта является причиной трудностей с запуском двигателя не всегда бывает легко. Снимать каждый раз стартер для его проверки неразумно и слишком трудоемко, а причиной трудного пуска мотора может стать не только неисправность бендикса, но и проблемы с втягивающим реле или стершаяся втулка, на которую насажен вал стартера – замена муфты в этом случает проблему не решит. Диагностика бендикса требует демонтажа стартера, и многие специалисты предпочитают проверять его на специальных стендах, тестирующих его в двух режимах – под нагрузкой и без нее.

Иные способы проверки этого узла не могут дать точного ответа на вопрос почему периодически возникают трудности с пуском. Для этого процесса имеет значение буквально все – от степени заряда аккумуляторной батареи до состояния самого электромотора. Если опыта у автовладельца маловато, то пытаться самостоятельно продиагностировать стартер не стоит , поскольку несмотря на внешнюю простоту, его конструкция отличается достаточной сложностью, и любые непрофессиональные действия могут окончиться необходимостью полной его замены, который низкой стоимостью не отличается.

Роль элемента

Все автомобили ВАЗ, включая модель 2109, имеют стандартную систему запуска мотора, которая основана на электрическом стартере. Вот что вам нужно о нем знать.

  1. Стартер — это небольшой электромотор, который по средствам муфты (бендикса) подключается к маховику мотора на небольшой промежуток времени, чтобы запустить вращение маховика.
  2. При своих небольших габаритах, стартер пропускает через себя огромные по силе токи.
  3. Если бы цепь стартера замыкалась непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не сумел бы выдержать таких токовых нагрузок. Как результат, они б сгорели.
  4. Потому для этих целей стартер подключается дистанционно к АКБ через реле. Его контакты рассчитаны на большие токи.
  5. Стартер работает кратковременно и должен выключаться после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение из-за воздействия мощности мотора.
  6. Эти задачи великолепно выполняет релюшка. Собственно, именно для обеспечения функционирования системы и защиты от тока, своевременного выключения стартера в конструкцию включена втягивающая релюшка.

Схема элемента

Устройство и принцип работы

Большинство обгонных муфт (будем называть их более популярным среди автомобилистов словом — бендикс) состоят из ведущей обоймы (или наружного кольца), содержащей ролики и прижимные пружины, а также ведомой обоймы. Ведущая обойма имеет клиновые каналы, которые с одной стороны имеют значительную ширину. Именно в них вращаются подпружиненные ролики. В узкой же части канала ролики стопорятся между ведущей и ведомой обоймами. Как понятно из вышеописанного, роль пружин заключается в том, чтобы загонять ролики в узкую часть каналов.

В принципе работы бендикса лежит инерционное воздействие на зубчатую муфту, входящую в его состав, до момента ее зацепления с маховиком двигателя. В то время, когда стартер находится в нерабочем состоянии (двигатель выключен или работает в постоянном режиме) муфта бендикса не зацеплена с венцом маховика.

Работа бендикса происходит по следующему алгоритму:

Внутренняя часть бендикса

  1. Ключ зажигания поворачивается и ток от аккумуляторной батареи подается на электродвигатель стартера, приводя в движение его якорь.
  2. Благодаря имеющимся на внутренней стороне муфты винтовым бороздам и вращательному движению муфта под собственным весом скользит по шлицам до момента зацепления с маховиком.
  3. Под действием ведущей шестерни ведомая обойма с шестерней начинает вращаться.
  4. В случае, если зубья муфты и маховика не совпали, происходит ее небольшой поворот до момента, когда они входят между собой в жесткое зацепление.
  5. Буферная пружина, имеющаяся в конструкции служит для смягчения момента старта двигателя. Кроме этого, она нужна для предотвращения поломки зубьев от удара в момент сцепления шестерен.
  6. Когда двигатель запустился, он начинает вращать маховик с большей угловой скоростью, чем до этого вращал стартер. Поэтому муфта закручивается в обратном направлении и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (в случае использования редукторного бендикса) и выходит из зацепления с маховиком. Это спасает стартер, который не рассчитан на работу на высоких оборотах.

Видео: Как заменить бендикс стартера ВАЗ 2109-2114.

Бендикс стартера ВАЗ 2109

На сегодняшний день самой любимым и экономичным авто у населения Украины и стран постсоветского пространства с уверенностью можно назвать модель ВАЗ 2109. Рассмотрим самую простую деталь этого уникального автомобиля – бендикс стартера – и ответим на вопрос – действительно ли нужно заменять его?

Т.е. когда вы пытаетесь завести машину, а она не заводится или, скажем, заводится не «гладко» и доносятся странные звуки, как будто этот элемент не успевает выйти из маховика. Попробуем выяснить или вспомнить, что же представляет собой бендикс стартера ВАЗ 2109?

Для того чтобы работа электродвигателя стартера не совпадала во времени с работой двигателем автомобиля, количество оборотов которого значительно выше, чем число оборотов в стартерном устройстве, применяется шестерня привода с обгонной муфтой.

Обгонная муфта привода и её шестеренки проворачиваются сообща с валом якоря только в одну сторону, а в другую сторону шестеренки вращаются свободно вне зависимости от якоря. Этот привод и именуют бендиксом.

Муфты бендикса стартера ВАЗ роликового типа основаны по принципу клина. При включении устройства, вращение вала якоря передаётся наружной обойме обгонной муфты. Внешняя обойма начинает вращение по отношению к внутренней обойме, выполненной совместно с шестеренками бендикса.

Внутренняя обойма ВАЗ остается неподвижной, так как шестеренки находятся в соединении с маховиком неработающего мотора. Ролики под воздействием силы трения перемещаются к узкой части клиновидного пространства, разделяя обоймы между собой. Таким образом, вращается якорь, параллельно приводя в движение маховик в двигателе.

Для того чтобы бендикс вышел из соединения с венком маховика, существует обратная пружина втягивающего реле и наклонные шлицы, установленные на валу якоря, по которым ходит ступица этой детали навстречу вращению двигателя.

Если данная часть неисправна, это также может проявляться в прогонке якоря при включении агрегата. Это может происходить из-за износа и замасливания расклинивающих роликов. Также она может «давать знать о себе» при вращении двигателя, когда непосредственно уже внутри нее происходят срыв роликов и существует вероятность что будет слышно, как якорь крутится, а маховик уже остановился.

Втягивающее реле предназначается для дистанционного включения электродвигателя стартера и приводит в действие бендикс с венком маховика. Работа реле всегда сформирована с помощью работы электромагнита. На сердцевину намотана катушка.

При доступе к катушке электрического тока в ней образовывается электромагнитное поле, под воздействием которого происходит перемещение якоря внутрь сердцевины. Поэтому после рассмотрения и выявления такой проблемы, можно с уверенностью заявить о необходимости замены бендикса стартера и проверки авто на втягивающие элементы.

Видео: Как заменить бендикс на стартере 2114 (с редуктором)

Бендикс стартера ВАЗ 2109: неисправности и ремонт

Бендикс стартера ВАЗ 2109 играет важнейшую роль в запуске двигателя внутреннего сгорания  и его выход из строя не проходит безболезненно для всего автомобиля в целом.

Что же делать в случае неисправности бендикса на автомобиле отечественного производства − ВАЗовской «девятке»? Ответ, казалось бы, простой − замена. Однако сначала нужно разобраться в терминологии.

Определение

Бендикс стартера ВАЗ-2109 состоит из обгонной муфты, шестерни и механического элемента, в задачу которого входит защита стартера от зубцов вращающегося маховика. Шестерня передает вращательный импульс на маховик, тогда как сама муфта вращает эту самую шестерню в одном направлении. Бендикс подавляет шумы при пуске силовой установки и продлевает ресурс (службу) стартера.

Выход детали из строя: причины

Бендикс относительно надежен и зачастую не доставляет особых хлопот автолюбителям, но поломку исключать не стоит. Износиться могут шестерня, а также ролики − эти детали испытывают серьезные нагрузки при запуске мотора и при трогании с места автомобиля.

Основные признаки того, что деталь неисправна:

  • мотор не запускается − стартер не крутится, тогда как присутствуют щелчки;
  • при запущенном силовом агрегате бендикс не разъединяется с маховиком, то есть стартер продолжает крутиться;
  • из подкапотного пространства появляется дым с запахом гари;
  • при попытке завести мотор слышно жужжание стартера. Двигатель удается запустить лишь после нескольких попыток.

Данные симптомы могут свидетельствовать о том, что необходима замена бендикса на новый.

Подготовительный этап

Прежде чем приступить к процедуре замены детали, необходимо подготовить нужные инструменты:

  • ключи на 10, 13;
  • отвертка с крестовой и плоской насадками;
  • плоскогубцы;
  • молоток.

Основной этап

Необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

Стартер 2109 устройство и принцип действия

На всех автомобилях без исключения стартер отвечает за пуск мотора, а точнее, за раскрутку коленвала. По сути — это маленький электродвигатель. Устройство стартера включает: бендикс со щетками, две обмотки, а также подвижный ротор. Как все это функционирует? Вокруг роторной и статорной обмоток создаются магнитные поля, которые имеют противоположные значения, что приводит подвижный элемент в действие. Подать на стартер напряжение достаточно просто, а вот ротору нужен посредник — щетки, которые состоят из меди и графита.

Устройство стартёра на ВАЗ 2109, как он работает

Стартёры на ВАЗ 2109 – двигатели постоянного тока, с максимальным потреблением от 500 A до 700 A. При нормальной работе потребляется 260 A, при мощности порядка 1.3 Вт. Они отличаются от прочих пусковых устройств тем, что опора у конца якорного вала отсутствует, вместо неё – втулка, запрессованная в картер сцепления.

Устройство стартера: 1. Вал якоря; 2. Шестерня привода; 3. Втулка шестерни; 4. Ролик муфты свободного хода; 5. Кожух муфты; 6. Ось рычага привода шестерни; 7. Крышка стартера со стороны привода; 8. Рычаг привода шестерни; 9. Якорь тягового реле; 10. Корпус тягового реле; 11. Втягивающая обмотка тягового реле; 12. Удерживающая обмотка тягового реле; 13. Шток тягового реле; 14. Сердечник тягового реле; 15. Контактная пластина; 16. Крышка тягового реле; 17. Контактные болты; 18. Торцевой коллектор;19. Щетка; 20. Пружина щетки; 21. Втулка крышки стартера; 22. Кожух; 23. Стяжной болт; 24. Крышка стартера со стороны коллектора; 25. Обмотка якоря; 26. Сердечник якоря; 27. Обмотка статора; 28. Полюс статора; 29. Корпус стартера; 30. Ограничительный диск; 31. Поводковое кольцо; 32. Центрирующий диск; 33. Буферная пружина; 34. Наружное кольцо муфты свободного хода; 35. Ступица муфты свободного хода; 36. Ограничительное кольцо хода шестерни; 37. Направляющий стержень; 38. Плунжер; 39. Стартер; 40. Вспомогательное реле включения стартера; 41. Монтажный блок; 42. Выключатель зажигания; 43. Генератор; 44. Аккумуляторная батарея; 45. I.Схема работы обгонной муфты.

Основные элементы, составляющие конструкцию стартёра ВАЗ 2109, это:

Ход работы

Начинаем с подготовительных мер. В первую очередь необходимо отключить клемму «минус» от аккумулятора. Замена бендикса потребует манипуляций с электропроводкой, поэтому отключение АКБ является обязательным требованием безопасности. Далее переходим к втягивающему реле. На нем вы увидите два болта: верхний и нижний. К первому подключается проводник, соединяющий реле с аккумулятором. Его нужно будет отключить, здесь вам пригодится ключ на 13. Рядом вы заметите небольшой провод, обеспечивающий питание обмотки при повороте ключа в зажигании. Его также нужно будет отключить, достаточно лишь слегка потянуть его налево.
Далее переходим к процедуре снятия стартера. На передней панели вы заметите три гайки, расположенные сверху вниз. Они также снимаются при помощи ключа на 13. Демонтаж завершен, стартер нужно вытащить и приготовиться к работе непосредственно с ним. Вам понадобится разобрать данный элемент, извлечь из него нерабочий бендикс и установить новый. Но обо всем по порядку.

После того как вы сняли стартер, проведите его осмотр. Оцените текущее состояние втулки, обмоток ротора, щеток и ламелей. Если вы заметили на них какие-либо повреждения, у вас будет возможность сразу же их заменить. Теперь переходим непосредственно к разборке устройства. Выполняется она следующим образом:

  1. Крышка фиксируется на корпусе с помощью двух болтов. Убираем их.
  2. Следующими на очередь на демонтаж будут болты крепления втягивающего к стартеру и гайка, обеспечивающая контакт с кабелем питания.
  3. Теперь вы можете увидеть стопорное кольцо на роторе. Демонтируем.
  4. Вооружаемся ключом на 10 и снимаем шпильки.
  5. Щетки соединяются с контактами при помощи маленьких болтов. Отвертка приходит к нам на помощь.

Видео: Прокручивается стартер, замена бендикса ВАЗ 2109 -15

Самостоятельный ремонт стартера на автомобилях ВАЗ 2110, 2112, 2111

Ремонт стартера обычно происходит на старых авто, та как этот агрегат является достаточно надежным и служит много лет без поломок, однако никто не застрахован от некачественных деталей и сборки. Самая часто возникающая неисправность – это подгорание контактов на втягующем, также может быть неисправность в обгонной муфте привода или износ контактных щеток. Разборка стартера не является сложным занятием и потребует небольшой набор стандартных инструментов. Первое, что нужно сделать – это снять стартер с автомобиля.

Далее будем ремонтировать тяговое реле. Ремонт может заключаться в чистке контактов или полной замене, но для начала его нужно снять.

После снятие втягующего проверяем, замыкаются ли контактной пластиной болты. Для этого вдвигаем якорь внутрь до упора и замеряем омметром на контактных болтах сопротивление. Если оно отсутствует, то меняем реле или ремонтируем.

Если у вас была поломка тягового реле, то на этом разборка заканчивается, если же все серьезнее, то приступаем к следующему этапу. Чтобы заменить щетки, якорь, бендикс, а также детали редуктора стартера понадобится полная разборка.

Ремонт редуктора стартера ВАЗ 2110, 2112, 2111

Шестерни, которые находятся внутри, с течением времени изнашиваются, появляется металлическая стружка и ухудшается свойство смазки. Редуктор должен быть хорошо смазан, чтобы уменьшить износ деталей.

Related Posts

Добавить комментарий