Как получить лицензию на грузовой автомобиль

Получатели лицензии

Лицензия является специальным документом, с помощью которого перевозчик получает разрешение на транспортировку грузов за пределами РФ. Также документ принято называть допуском к международным перевозкам. Но от используемого названия суть никак не меняется. В РФ основополагающим нормативным документом, где прописаны все ключевые положения о получении разрешительного допуска, перечне необходимых бумаг и сведений, является правительственное постановление под номером 730. Его приняли ещё 16 октября 2001 года. Согласно законодательству, такое разрешение обязательно получают перевозчики, которые осуществляют:

  • грузовые международные доставки грузов в страну и из страны, вне зависимости от количества тонн товара;
  • пассажирские перевозки (при провозе более 8 людей).

Учитывая содержание государственного постановления, допуски могут получить лица, осуществляющие грузовые и пассажирские международные перевозки, которые преследуют при этом некоммерческие или коммерческие цели. Если это точнее, то это:

  • компании;
  • предприятия;
  • организации (форма собственности всех трёх не имеет значения);
  • индивидуальные предприниматели.

Некоммерческими перевозками считаются услуги по транспортировке товаров и грузов, необходимых для удовлетворения собственных производственных потребностей. В случае с пассажирскими перевозками речь идёт о доставке сотрудников к месту их постоянной или временной работы за пределами страны.

Виды грузоперевозок

Для перевозок некоторого вида необходимо получить лицензию.

Прежде чем приступить к разрешению данного вопроса, нужно определить – какие виды перевозок существуют в Российской Федерации в соответствие с законодательством:

  1. Перевозка железнодорожным транспортом.
  2. Водным.
  3. Воздушным.
  4. Автомобильным.
  5. Перевозка прямого типа.
  6. Смешанного типа.
  7. Перевозка особо опасных грузов и др.


В зависимости от того, какой вид перевозки используется, определяется и вопрос необходимости в получении лицензии

В зависимости от того, какой вид перевозки используется, определяется и вопрос необходимости в получении лицензии. Существуют такие типы перевозок, при которых одновременно могут перемещаться и пассажиры и груз, в виде их багажа.

В данной ситуации следует обратиться к нормам законодательства о перевозке пассажиров, так как лицензия будет выдаваться именно на этот вид деятельности.

Цели и задачи лицензирования автотранспортной деятельности

Важнейшей целью лицензирования деятельности на транспорте стало государственное воздействие на хозяйствующих субъектов для соблюдения ими требований безопасной эксплуатации принадлежащих им автотранспортных средств.

     Вторая цель, являющая основной для разрешительной системы как средства государственного регулирования деятельности на транспорте, — это

допуск на рынок транспортных услуг квалифицированных, надежных и финансово дееспособных производителей этих услуг.

     Третья цель –

регулирование рынка транспортных услуг за счет введения квот лицензий внутри сектора транспортного рынка или между его секторами.

     Четвертой, не менее важной, целью осталось

соблюдение экологических норм, установленных в области транспорта и дорожного хозяйства.

     Цели лицензирования автотранспортной деятельности были определены, и они вошли во все положения о лицензировании перевозок, которые в последующем были утверждены Правительством России:

     а) Государственное регулирование перевозочной деятельности;

     б) Обеспечение нормативного функционирования рынка транспортных услуг;

     в) Защита интересов потребителей этих услуг;

     г) Реализация требований антимонопольного законодательства;

     д) Реализация требований безопасности дорожного движения;

     е) Соблюдение экологических норм.

Определяемся с налогами

Прежде чем открыть ИП по услугам грузоперевозки, выберем налоговый режим, поскольку после регистрации времени на это уже практически не будет. Для этого нужно просчитать налоговую нагрузку.

Сделаем это для гражданина Тихонова И.И., условного жителя города Коломны Московской области. Он решил открыть ИП по грузоперевозкам, использовать одну машину и работать на ней сам. Данные из его бизнес-плана, необходимые для выбора налогового режима, представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Данные для расчёта налоговой нагрузки

Параметр бизнеса Значение
Место регистрации г. Коломна (МО)
Вид деятельности грузоперевозки
Количество единиц транспорта 1
Финансовые показатели: В квартал В год
  • ожидаемый объём выручки, руб.
300000 1200000
  • ожидаемый размер затрат (без учёта страховых взносов), руб.
210000 840000
  • потенциальная прибыль ИП до налогов, руб.
90000 360000
Страховые взносы ИП за себя в 2020 году, руб.:
  • с дохода до 300 000 рублей
10218,5 40874
  • с дохода более 300 000 рублей
(1 200 000 — 300 000) х 1% = 9 000

Что касается затрат, то при грузоперевозках это аренда транспортного средства или уплата кредитных платежей, техобслуживание и ремонт, топливо, страховка, амортизация (если авто собственное), обязательные отчисления в фонды. Для расчёта мы взяли хороший для рассматриваемой сферы расклад, когда расходы составляют не более 70% от дохода.

Индивидуальный предприниматель в России может выбрать одну из нескольких систем: основную , упрощённую , ЕНВД , патент или НПД (для некоторых регионов). Основную систему (ОСНО), которая применяется по умолчанию, рассматривать не будем, так как она предполагает уплату налогов по более высоким ставкам и сложнее в учёте.

Далее, прежде чем рассказать, как открыть ИП по грузоперевозкам, рассчитаем налоговую нагрузку на разных льготных режимах.

УСН 6%

Упрощённая налоговая система существует в двух вариантах — со ставкой налога 6% и 15%. Ставка 6% применяется на УСН Доходы . При этой системе налог платится с выручки, а расходы не учитываются.

Применять УСН можно при таких условиях (одинаковы для обеих ставок):

Условия получения

Теперь следует непосредственно поговорить о том, как можно получить лицензии на международные грузоперевозки . Если обобщить процедуру, то потребуется собрать необходимые документы и передать их на рассмотрение в соответствующие уполномоченные органы. Это ведомства, которые занимаются транспортным контролем и надзором. В РФ документы направляются в специальное отделение Ространснадзора. При этом заявители, которые хотят получить допуск, обязаны выполнить несколько условий.

  1. ТС. Транспортные средства, на которых планируется осуществлять международные перевозки товаров и грузов, обязаны быть собственностью перевозчика либо находиться у него на правах лизинга и иных законных основаниях.
  2. Лица, несущие ответственность. Каждое предприятие, организация и компания обязаны уполномочить некоторых лиц, которые будут контролировать и отвечать за проведение всех международных транспортировок груза и пассажиров. Обязательным условием является наличие квалификации таких специалистов, соответствующей принятым международным нормам.
  3. Экономическое состояние. Оно должно быть стабильным. Это говорит о том, что у предприятия имеется собственное имущество, стоимость которого оценивается минимум в 300 тысяч это. Это при условии, что только одно ТС осуществляет международные рейсы. На каждую последующую единицу автомобильной техники предусмотрен капитал в 170 тысяч рублей.
  4. Страхование. В случае с таким допуском требуется страховка, предусматривающая автогражданскую ответственность непосредственного владельца грузового автотранспорта.

Если все эти условия соблюдены, перевозчик имеет отличные шансы получить от контролирующих органов специальное разрешение. Здесь обязательно следует придерживаться всех правил и не вносить в документы информацию, которая не соответствует действительности. Её всё равно будут проверять. А при выявлении факта обмана последует серьёзный штраф. Плюс перевозчик сразу же лишится своей международной лицензии.

Требуемая документация

Для многих транспортных компаний и предпринимателей карточка допуска к международным автомобильным перевозкам является заветной мечтой. Но в действительности нужно выполнить несколько условий, чтобы получить такой допуск. Важным в процедуре выдачи разрешения является подготовка пакета документов. Для начала следует составить специальное заявление. В нём следует указать следующее:

Видео: Инструкция по получению пропуска на грузовые автомобили на сайте Госуслуги

Требования к лицензиату

Чтобы иметь право получить лицензию на автомобильные перевозки, предприятие должно:

  • Иметь собственные или взятые в аренду транспортные средства, допущенные к автодорожному движению и соответствующие техническим требованиям для перевозки грузов.
  • Иметь собственные или взятые в аренду помещения и оборудование, необходимое для обеспечения технического обслуживания автомобилей. Также допустимо вместо этого заключить партнерские соглашения с организацией-подрядчиком, которая возьмет на себя эти функции.
  • Соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные 196-ФЗ ««Про безопасность дорожного движения».
  • Назначить ответственного за обеспечение безопасного транспортного движения, прошедшего аттестацию.
  • Иметь в штате специалистов, имеющих право заниматься вождением транспортных средств, перевозкой грузов, ремонтом и поддержанием автотранспорта в хорошем техническом состоянии. Сотрудники должны обладать соответствующей квалификацией и стажем работы.
  • Оформить на транспортные средства все необходимые документы, предусмотренные правилами дорожного движения России.
  • Иметь страховку на каждого владельца транспортного средства.

Видео: GTA 5 RP Online Получение лицензии на грузовой транспорт

Когда нужна лицензия для грузоперевозок

Для того чтобы определить, нужна ли лицензия на грузоперевозки, необходимо обратиться к федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, согласно данному нормативному акту, обязательному лицензированию подлежат перевозки по воздуху, а также перемещение грузов водным, наземным и железнодорожным транспортом, но только при условии, что перевозимые вещи являются особо опасными веществами.

Особым образом следует рассмотреть такой вид деятельности, как транспортировка по воздуху. И в этой ситуации юридическому лицу не всегда нужно иметь лицензию. Так, например, если что- либо перемещается для собственных целей организации, то лицензировать эту деятельность не нужно.

Любые другие перевозки по воздуху, направленные на получение прибыли, обязательно требуют оформления специального разрешения.

На что она дает право


Лицензия дает право юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю перевозить грузы на всей территории РФ

Прежде чем определить, как получить лицензию на грузоперевозки, необходимо понять – для чего она необходима, и что при ее наличии можно осуществлять.

Прежде всего, такой документ позволяет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю перевозить грузы на всей территории Российской Федерации. Допускается и осуществление деятельности в других государствах, но только если это разрешено нормами международного права или же договорами между странами.

В том случае, если право на осуществление деятельности было выдано в пределах какого-либо одного субъекта РФ, то для совершения перевозки в другом регионе нужно уведомить лицензирующий орган.

Перевозчики настаивают?

Еще в апреле прошлого года в Минтрансе прошло заседание Координационного совета представителей автомобильного транспорта, и на нем в том числе говорили о необходимости регулирования отрасли грузоперевозок.

И интересно даже не то, что инструментом регулирования предложили сделать саморегулируемые организации перевозчиков (хотя и это интересно, тем более что членство в таких организациях тоже думали ограничить определенными правилами и стандартами), более интересно другое — то, что эту идею словами Владимира Матягина, президента ассоциации «Грузавтотранс», поддержали транспортные организации:

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин/Фото: sro-auto.ru

«Если мы введем формат саморегулирования, критерии выхода на рынок ограничатся принятыми стандартами и правилами. Если ты их соблюдаешь — вот тебе допуск на рынок. Если ты их не соблюдаешь — извини, но тебе придется уйти. Это оздоровит рынок».

При этом Владимир Матягин уверен, что внедрение механизма регулирования доступа на рынок — это острая необходимость. Потому что из-за нынешнего свободного положения в отрасли страдает прежде всего безопасность на дорогах.

Свободный доступ на рынок причислил к основным проблемам, довлеющим над отраслью, и глава профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко, отвечая в прошлом году на вопросы издания «РБК+». Он, кстати, также считает, что тариф на грузоперевозки должен формировать не рынок, а государство, установив его экономически обоснованный лимит.

К слову, за необходимость регулирования отрасли перевозчики высказывались уже неоднократно: и в рамках форума «TransUral-2017», и на конференции во время «TransRussia-2018», и во время обсуждений в узком кругу своих ассоциаций, и в ходе специализированных «круглых столов».

Наверное, чуть ли не единственная организация среди представляющих интересы отечественных автомобильных грузоперевозчиков, которая выступает против внедрения механизмов регулирования отрасли, — это ОПР (Объединение перевозчиков России).

Еще в прошлом году во время прошедшего в Ростове «круглого стола», организованного изданием «Эксперт ЮГ», местные представители власти, а вместе с ними и сами «транспортники» поддержали идею ограничения доступа на рынок, увидев в ней возможность «убрать с поля» фирмы-однодневки и вывести бизнес «из тени», сделав его более открытым, прозрачным и инвестиционно привлекательным.

А эксперты МОЭС (Межотраслевого экспертного совета) при этом не только поддерживают инициативу, но и помогают, что важно, ее воплощению.

Related Posts

Добавить комментарий