Как установить рулевую для велосипеда

Дополнительные регулировки руля

Как правило, дополнительные настройки руля присутствуют только на велосипедах с безрезьбовой колонкой – речь идет как раз о горных моделях.

Первое, что можно отрегулировать – это угол наклона руля. Делается это с помощью шестигранника – им просто ослабляются болты на выносе, что дает возможность прокручивать трубу руля до необходимого положения. Такая регулировка необходимо для горного велосипеда с высоко поднятыми, сложными рулями – положение рук велосипедиста нужно будет менять достаточно часто.

Отдельно стоит упомянуть вынос – это ключевой элемент рулей с безрезьбовой колонкой. Существует несколько видов выноса:

  • вертикальный вынос – с его помощью увеличивают высоту руля горного велосипеда;
  • горизонтальный вынос – позволяет компенсировать длину рамы при регулировке руля;
  • угловые выносы – они помогают располагать различные обвесы, гаджеты на транспортном средстве.

Рулевой механизм

Рулевой механизм – это устройство, содержащее весь комплекс деталей, позволяющих управлять направлением движения велосипеда. В него входят следующие элементы:

  • Руль – перекладина или более сложная конструкция, на которой находятся точки хвата. В примитивном варианте представляет собой прямую трубу, на которую крепятся аксессуары и грипсы.
  • Вынос – короткая труба с двумя болтовыми креплениями для руля и рулевой трубы.
  • Велосипедная рулевая труба – труба, соединяющая вынос (или сам руль) с короной велосипедной вилки. Заходит в рулевую колонку и стакан.
  • Рулевая колонка велосипеда – набор из двух чашек, верхнего и нижнего подшипников, опционально – нескольких колец, позволяющий рулевой трубе свободно поворачиваться в рулевом стакане. В верхней части трубы появляется якорь для распора под креплением выноса.
  • Рулевой стакан – часть рамы, представляющая собой короткую трубу с нарезанными внутри фасками по определённому стандарту, в которые вставляются чашки и подшипники колонки.

Итак, структура не так проста, как кажется на первый взгляд. К тому же, существует целый ряд стандартов, которые несовместимы между собой. Следует относиться к ним максимально внимательно.

Рулевой стакан рамы велосипеда

Основа рулевого механизма велосипеда начинается конечно же с рамы , а точнее со специальной её фронтальной части под устоявшимся названием «рулевой стакан» или же «рулевой колодец». Обычно эта часть рамы представляет собой короткую трубу определённого диаметра фронтальной части рамы, куда впоследствии помещается шток вилки. Разновидностей рулевых стаканов (как и самих велосипедных рам) существует немало и важно заметить, что все используемые стандарты НЕ взаимозаменяемы, поэтому обязательно нужно узнать тип и диаметр отверстий рулевого стакана конкретной рамы, чтобы правильно подобрать под него совместимую рулевую колонку.

По форме можно выделить следующие два типа рулевых стаканов рамы:

Заключение

Рулевая колонка – самый сложный компонент рулевого механизма горного велосипеда, но и с ней можно легко «справиться», если обладать достаточными знаниями и желанием разобраться в устройстве велосипеда. Установка и замена любой детали рулевого устройства достаточно проста, чтобы не беспокоиться о возможных поломках. Иной раз для «ремонта» потребуется просто подтянуть единственный болт. Возможны даже серьёзные изменения, например, подъём руля. В этом помогут аксессуары, такие, как удлинитель.

Источник

Составляющие элементы

Для лучшего понимания стоит разъяснить назначение каждой детали рулевого механизма:

  • Нижняя часть узла управления – это рулевой стакан. Часть рамы в виде короткой трубы, внутренняя часть которой имеет нарезанные фаски по стандарту. По сути, стакан на пару с колонкой делят между собой функционал. Так как в стакан, грубо говоря, вкладываются детали колонки – подшипники и чашки;
  • Шток вилки. Стальная, алюминиевая или карбоновая трубка – верхушка вилки. Вставляется через стакан-колонку и крепит на себе вынос;
  • Вынос. Кронштейн, соединяющий шток вилки и руль при помощи болтов;
  • Якорь. Запрессовывается в шток вилки. Несет в себе резьбу, в которую закручивается болт с колпачком, блокирующие вынос и гарантирующие невозможность срыва выноса со штока вилки.
  • Руль. Как можно догадаться из названия, контактирует непосредственно с руками наездника и осуществляет управление велосипедом. Несет на себе различные аксессуары, грипсы, тормозные ручки и переключатели передач.

Основные виды рулевых колонок

Рулевые колонки, как и другие велосипедные аксессуары, должны быть выбраны с особым вниманием

Важно, чтобы они подбирались с учетом модели велосипеда, предпочитаемого типа езды, а также собственного телосложения

В настоящее время существуют следующие виды рулевых колонок для велосипеда:

  1. Резьбовые.
  2. Безрезьбовые.
  3. Полуинтегрированные.
  4. Интегрированные.

На велосипеды массового производства и бюджетные модели устанавливаются классические колонки, которые состоят из традиционной чашки и подшипников. По мере удорожания моделей конструкции колонок становятся более совершенными и начинают буквально подстраиваться под определенный тип езды или телосложения велосипедиста.

Резьбовые колонки для руля

В то же время их установка требует времени и некоторого опыта, поэтому заниматься ей лучше в специализированных центрах. Основную сложность составляет необходимость попасть резьбой (за счет чего колонка и получила свое название) в специальное отверстие, а также ровно закрутить ее и обеспечить прочное крепление.

Безрезьбовые колонки

В отличие от прошлого вида, их установка (даже самостоятельная) не представляет особой сложности, за счет чего колонки пользуются большой популярностью. Такая конструкция не имеет резьбы, поэтому не принимает на себя фиксирующую нагрузку вилки.

Основные элементы безрезьбовой колонки для велосипеда:

  1. Верхняя и нижняя чашки.
  2. Рулевой стакан.
  3. Подшипники (устанавливаются в каждой чашке).
  4. Кольцо качения, которое закрывает подшипники.
  5. Простановочные кольца и вынос.
  6. Рулевая труба, которая фиксирует колонку к остальному механизму.

Именно безрезьбовые колонки предпочитает устанавливать большинство производителей. Они отличаются высокой надежностью и долговечностью. Такие конструкции нередко называют «неинтегрированными» за счет того, что они являются самостоятельной частью рулевого механизма.

Безрезьбовые колонки (за счет их возможности регулировать высоту руля) можно использовать на подростковых велосипедах.

Полуинтегрированные велосипедные колонки

Рулевая колонка закрытого типа, основные элементы которой скрыты – на виду остаются лишь пыльники (подшипники находятся внутри стакана). Конструкции такого плана считаются самыми надежными и устанавливаются в основном на профессиональных моделях, поскольку стоят довольно дорого.

Полуинтегрированные колоночные системы позволяют выставить необходимую для конкретного велосипедиста и типа езды высоту руля. Возможна самостоятельная установка.

Колонки

Резьбовая

Немного о том, какие бывают типы колонок.

В первую очередь, следует рассмотреть «классику» -– резьбовую колонку, встречающуюся сейчас на бюджетных велосипедах. Очень неприхотливая, лёгкая и недорогая, она используется уже несколько десятилетий. К минусам можно отнести меньшую надёжность и сложность настройки.

В данной конструкции на верхней чашке колонки нарезана резьба, а рулевая труба закрепляется в ней с помощью контргайки.

Безрезьбовая

Современный стандарт, называемый ещё Aheadset, по бренду компании, впервые его представившей. Данная конструкция не принимает на себя нагрузку фиксации вилки, и в ней отсутствует резьба.

Колонка состоит из верхней и нижней чашек, каждая из которых запрессовываются в рулевой стакан, а уже в неё устанавливается подшипник, который закрывается кольцом качения. В данной конструкции сначала производится установка простановочных колец и выноса, а затем уже фиксируется рулевая труба.

Стандартная компоновка также называется «неинтегрированной». Как же выглядит интегрированная и прочие колонки?

Неинтегрированная, Aheadset колонка

Полуинтегрированная

Полуинтегрированная колонка содержит подшипники (обычно оба промышленные, в других вариантах бывают комбинации) и чашки, полностью уходящие во внутрь стакана, снаружи можно увидеть только пыльники. Несмотря на чуть большую сложность устройства и стоимость, комбинация считается одной из лучших, так как не выступает за пределы стакана и позволяет выставить произвольную высоту руля.

Интегрированная

Целый ряд стандартов интегрированных безрезбовых колонок отличается от других полным отсутствием чашек. Т.е. подшипники напрямую запрессовываются в раму. Соответственно, нет никаких канавок качения, использовать можно только промышленные подшипники . Наряду с простотой и лёгкостью, модели такого типа отличаются сложностью в ремонте (особенно вне мастерской) и огромным разбросом размеров.

Рулевая колонка велосипеда

Рулевой колонкой обычно называется совокупность элементов (в частности чашек, колец, пыльников, якоря и т.п.) содержащих в себе подшипники открытого или промышленного (закрытого) типа. Именно рулевая колонка в конечном итоге обеспечивает вращение руля и вилки, отвечает за плавность этого процесса и долговечность эксплуатации без обслуживания. Выбор подходящей и главное совместимой рулевой колонки под имеющийся стакан рамы крайне важен для успешной её установки и хороших эксплуатационных характеристик рулевого управления в целом, в частности: отзывчивости руля; плавности и мягкости вращения; выносливости всего узла к тем или иным нагрузкам; отсутствия зазоров и люфтов; повышенной долговечности.

Среди всех существующих рулевых колонок выделяются два основных различающихся типа:

Алгоритм сервиса

Шаг 1

При помощи шестигранника открутите болт в выносе и послабьте стопорную гайку. Извлеките вынос из рулевой. Для удобства переднее колесо можно зажать между ног, это не будет давать вилке поворачиваться и вам легче будет открутить болт.

Шаг 2

Снимите стопорную гайку, проставки и фиксирующую гайку с рулевой. Запомните расположение всех пыльников и проставок, чтобы вы смогли собрать рулевую обратно. Если переживаете, то помогает сделать банальное фото собранной рулевой.

Шаг 3

Извлеките подшипники из рулевой. Если они «насыпные», то можно воспользоваться небольшим магнитом.

Шаг 4

Справившись с верхней частью рулевой, переходите к нижней. Извлекая вилку из рулевого стакана будьте предельно внимательны, насыпные подшипники могут разбежаться в разные стороны.

Шаг 5

Очистите все детали от старой смазки и проверьте их на предмет износа. Если появились заметные следы выработки на подшипниках, то их нужно заменить. Если износ есть уже и на самих чашках рулевой, заменой подшипников здесь не обойтись. Придётся менять всё. Так же, мы рекомендуем сменить насыпные подшипники на сепараторные аналоги, это позволит не заморачиваться во время сборки рулевой.

Шаг 6

Обильно нанесите густую консистентную смазку на нижнее посадочное место вилки и установите подшипники на место. Смазка будет удерживать подшипники на месте и вы без проблем сможете установить вилку на велосипед.

Шаг 7

Верните вилку на место.

Шаг 8

Обильно смазав верхнюю чашку установите подшипники.

Шаг 9

Обильно смазав оставшиеся части соберите рулевую. Если забыли в каком порядке она собирается, сверьтесь с фото, сделанным в пункте 2.

Шаг 10

Установив вынос на место уберите люфт нижней гайкой и закрутите верхнюю контргайку. Излишки смазки можно убрать ветошью.

Сервис резьбовой рулевой колонки не является чем-то сложным и из ряда вон выходящим. Главное не дать подшипникам разбежаться по комнате. Всего 20 минут, и ваш старенький велосипед продолжит радовать вас!

Источник

Устройство разновидностей

Существует несколько разновидностей конструкции рулевых колонок:

Резьбовые (threaded)

Наиболее часто встречаются на бюджетных моделях велосипедов. Несложная по конструкции и дешёвая, поэтому используется довольно давно, около 10 лет. Однако минусом такой разновидности является недолговечность и сложная настройка. На верхней чашке присутствует резьба, а крепление рулевой трубы осуществляется за счёт контргайки.

Имеет следующие вариации размеров:

  • 1″ – с диапазоном внешнего диаметра чашек 30-30.8 мм.;
  • 1.1/8″ – с внешним диаметром чашек 34 мм.;
  • 1.1/4″ – с внешим диаметром чашек 37 мм.

Безрезьбовые (threadless)

Также имеют и другое название, связанное с брендом компании Aheadset, которая впервые его представила. Конструкция не предусматривает резьбу и не нагружает себя фиксацией вилки. Рулевая колонка включает в себя чашки – нижнюю и верхнюю, которые запрессованы в стакан рамы. После чего устанавливается подшипник, который накрывается кольцом для качения. Конструкция начинается с установки постановочных колец и выноса, после чего фиксируют рулевую трубу. Такое сочетание называют неинтегрированными системами.

Безрезьбовые подразделяются на стандартные, полуинтегрированные и интегрированные.

Стандартные (EC, aheadset)

Имеет следующие вариации размеров:

  •  0.833″ – (EC32) с внешним диаметром чашек 32.7 мм.;
  • 1″ – (EC30) с внешним диаметром чашек 30.2 мм.;
  • 1.1/8″ – (EC34) с внешним диаметром чашек 34 мм.;
  • 1.1/4″ – (EC37) с внешним диаметром чашек 37 мм.;
  • 1.5″ – (EC49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм.;
  • 2.21″ – (EC56) с внешним диаметром чашек 56 мм.

Полуинтегрированные (ZS, zerostack)

Этот вид включает в комплект подшипники (различной комбинации, чаще промышленного типа) и чашки, которые целиком погружаются внутрь стакана. Снаружи наблюдаются только пыльники. Конструкция довольно сложная плюс имеет высокую стоимость, но такое сочетание считается наилучшим, так как полностью скрыта в стакане, благодаря чему высоту руля можно регулировать.

Имеет следующие вариации размеров:

  • 1.1/8″ – (ZS41 и ZS44) с внешним диаметром 41.3 и 44 мм. соответственно;
  • 1.5″ – (ZS49) с внешним диаметром 49.7 мм.;
  • 2.21″ – (ZS56) с внешним диаметром 56 мм.

Интегрированные (IS, integrated)

Данный вариант отличается отсутствием чашек. Подшипники (применяют только промышленные) установлены в стакан, поэтому не образуются канавки качения. Кажется, что механизм весьма прост, но в обслуживании и выборе размера зачастую возникает масса вопросов.

Имеет следующие вариации размеров:

Особенности выбора рамы по рулевому стакану

Очевидный момент, что бессмысленно выбирать раму будущего велосипеда «по стакану», т.к. обычно приорететнее оказываются более значимые её характеристики, например: низкий вес, материал или требуемая геометрия

Однако при скурпулёзном подходе будет не лишним обратить внимание и на конструкцию рулевого стакана в том числе. В этом случае логичнее всего выбирать раму со стаканом либо с изначально подготовленными скосами/фасками под запрессовку чашек рулевых (что будет заведомо правильнее и надёжнее в плане посадки на своём законном месте без люфта или зазора), либо же отдавать предпочтение раме со стаканом под интегрированную рулевую колонку как наиболее совершенного, продуманного и технически правильного решения, который прослужит верой и правдой долгие годы без необходимости частого обслуживания, регулировки или ремонта

При этом качественные и дорогие полуинтегрированные и стандартные рулевые так же заслуживают пристального внимания.

Однако стоит учитывать, что под разные стили и дисциплины катания будут более уместны те или иные рулевые механизмы, выигрывая своими неповторимыми преимуществами, несмотря на устаревшие стандарты и прочие недостатки. Так для прогулочных, дорожных, комфортных велосипедов и круизеров однозначно лидирует резьбовая рулевая колонка во всех её вариациях, поскольку только она позволяет регулировать высоту руля вместе с выносом в довольно широком диапазоне, обеспечивая тонкую настройку для идеального комфорта и персонального удобства посадки. В то же время для дёрта, экстрима, трюковых дисциплин или даунхила требуется повышенная прочность всех узлов и компонентов велосипеда, в том числе и рамы, и в таком случае резонно рассматривать рулевые стаканы размерностей не ниже 1.5″ дюйма или же конические (tapered). Во всех остальных случаях роль рулевого стаканы не столь существенна.

Related Posts

Добавить комментарий