Как понять что сломался вакуумный усилитель тормозов

Роль вакуумного усилителя в тормозной системе

Вакуумный усилитель тормозов (он же – вакуумник и ВУТ) способен в 3-5 раз повысить усилие, которое прилагает водитель ногой на тормозную педаль, что и обеспечивает комфортное управление тормозной системой.

Без этого узла эффективно совершать замедление и остановку авто невозможно по той простой причине, что прижать колодки тормозных механизмов одним только усилием ноги достаточно сложно.

А это уже грозит безопасности движения, поскольку водитель может неправильно оценить обстановку и своевременно принять меры для остановки.

Усилитель же даже в случае экстренного торможения выполняет свою функцию и позволяет остановить авто.

В общем, роль вакуумного усилителя очень важная и от его работоспособности зависит многое. При этом конструктивно он очень прост, что и обеспечивает беспроблемную работу достаточно длительный период.

И все же неисправности с ним бывают. И при их возникновении результат не очень хорош – тормозная система хоть и сохраняет работоспособность, но выжать педаль тормоза проблематично и для замедления приходится прилагать очень большое усилие.

Видео: ЕСЛИ СЛЫШНО ШИПЕНИЕ ПРИ НАЖАТИИ НА ТОРМОЗ? Плавают ОБОРОТЫ? ТРОИТ и ГЛОХНЕТ двигатель?

Признаки неисправности ВУТ

Основным симптомом считается шипящий звук, издаваемый усилителем после нажатия педали тормоза, которая в свою очередь становится неимоверно тугой. Но есть и другой типичный признак — нестабильная работа двигателя, вызванная обеднением топливной смеси. Происходит это из-за подсасывания воздуха во впускной коллектор. Кстати, свист бывает вызван также износом сальников клапана вакуумника.

В особо тяжёлых случаях, когда механизм полностью выходит из строя, тормозную педаль вообще не удаётся выжать до конца. А при работающем двигателе обороты его могут падать вплоть до полной остановки или, напротив, неожиданно повышаться. Также возможны увеличение расхода горючего, «троение» движка, потеря динамики разгона, сложности с запуском мотора.

Признаком повреждения усилителя механического типа является стук. Его издаёт приводной шток. Что касается электронасоса, он при неполадках начинает сильно нагреваться.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов самостоятельно: 3 способа

Вакуумный усилитель тормозов является незаменимой деталью в тормозной системе многих автомобилей. Он необходим, чтобы при нажатии на педаль тормоза создавалось дополнительное усилие, за счет чего механизмы тормозной системы будут срабатывать быстро и эффективно, обеспечивая остановку автомобиля за минимальное время.

Как и любая другая деталь автомобиля, вакуумный усилитель тормозов может выйти из строя. Чаще всего это происходит из-за продолжительной эксплуатации машины и детали без замены. Если усилитель откажет, тормоза работать не перестанут, но контролировать скорость остановки автомобиля станет несколько сложнее. Когда имеются подозрения на выход из строя вакуумного усилителя тормозов, его необходимо проверить, после чего принять решение о целесообразности ремонта или замены.

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Вследствие продолжительной работы вакуумного усилителя тормозов без замены, в нем могут появиться дефекты. Наиболее часто проблема проявляется в механическом повреждении соединения шланга, стыкующего усилитель и впускной коллектор двигателя. Механическое повреждение или образование трещин на резине приведут к тому, что в рабочей камере механизма не будет создаваться вакуум, а это необходимо для его грамотной работы.

Также выйти из строя в вакуумном усилителе тормозов могут и внутренние детали, например, клапан потеряет эластичность или будет повреждена рабочая поверхность диафрагмы.

Определить неисправность вакуумного усилителя тормозов можно по следующим признакам:

  1. Машина начала хуже тормозить при прежнем усилии нажатия на педаль;
  2. Во время нажатия на педаль тормоза слышатся шипящие звуки, в этот момент могут увеличиваться обороты двигателя;
  3. Автомобиль начинает «троить»;
  4. Повышается расход топлива при работе машины в прежнем режиме.

В некоторых ситуациях могут возникать и другие проблемы в работе автомобиля из-за проблем с вакуумным усилителем тормозов. Например, могут перестать срабатывать свечи зажигания.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов

Проверка вакуумного усилителя тормозов – простая процедура, с которой справится даже начинающий автолюбитель. Чтобы определить неисправную работу детали, ее не потребуется снимать с машины, достаточно выполнить 3 простых теста, указывающих на наличие проблемы.

Тест 1

Автомобиль необходимо завести и позволить ему проработать на холостых оборотах около 5-7 минут. Далее двигатель глушится, и водителю требуется полностью выжать педаль тормоза, чтобы создать вакуум в усилителе тормозов. Следом педаль отпускается и вновь выжимается.

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Вот три общих признака того, что ваш усилитель тормозов мог выйти из строя:

  • Вам нужно больше усилий, чтобы включить тормоза (жесткая педаль).
  • Педаль сама по себе не возвращается в исходное положение.
  • Обороты двигателя снижаются, когда вы нажимаете педаль тормоза на холостом ходу.

Прежде чем осудить вакуумный усилитель тормозов, необходимо подтвердить, что устройство вышло из строя. В этом простом руководстве кратко объясняется, как работает обычный вакуумный усилитель тормозов (встречается в большинстве автомобилей с бензиновым двигателем). Затем руководство расскажет о серии простых тестов, которые вы можете применить дома за несколько минут, чтобы сэкономить время и деньги на ремонт.

Тесты идут в отдельных разделах для облегчения диагностики. Для большинства тестов вам не понадобятся никакие инструменты, чтобы знать, что вакуумный усилитель вышел из строя. Но, если вам все еще нужно дополнительное подтверждение, вы также найдете серию тестов, в которых используются простой вакуумметр и ручной вакуумный насос для подтверждения ваших выводов.

Сначала давайте кратко рассмотрим, как работает обычный усилитель тормозов, чтобы помочь вам разобраться в простых тестах, которые вам необходимо выполнить.

Индекс
I. Как работает
II. Как сделать простую проверку вакуумного шланга и усилителя
III. Мой двигатель пропускает зажигание, когда я нажимаю на педаль тормоза
Проверка вакуума двигателя с помощью вакуумметра
V. Проверка усилителя с помощью ручного вакуумного насоса

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Вот три общих признака того, что ваш усилитель тормозов мог выйти из строя:

  • Вам нужно больше усилий, чтобы включить тормоза (жесткая педаль).
  • Педаль сама по себе не возвращается в исходное положение.
  • Обороты двигателя снижаются, когда вы нажимаете педаль тормоза на холостом ходу.

Прежде чем осудить вакуумный усилитель тормозов, необходимо подтвердить, что устройство вышло из строя. В этом простом руководстве кратко объясняется, как работает обычный вакуумный усилитель тормозов (встречается в большинстве автомобилей с бензиновым двигателем). Затем руководство расскажет о серии простых тестов, которые вы можете применить дома за несколько минут, чтобы сэкономить время и деньги на ремонт.

Тесты идут в отдельных разделах для облегчения диагностики. Для большинства тестов вам не понадобятся никакие инструменты, чтобы знать, что вакуумный усилитель вышел из строя. Но, если вам все еще нужно дополнительное подтверждение, вы также найдете серию тестов, в которых используются простой вакуумметр и ручной вакуумный насос для подтверждения ваших выводов.

Сначала давайте кратко рассмотрим, как работает обычный усилитель тормозов, чтобы помочь вам разобраться в простых тестах, которые вам необходимо выполнить.

Индекс
I. Как работает
II. Как сделать простую проверку вакуумного шланга и усилителя
III. Мой двигатель пропускает зажигание, когда я нажимаю на педаль тормоза
Проверка вакуума двигателя с помощью вакуумметра
V. Проверка усилителя с помощью ручного вакуумного насоса

Ремонт Ваз 2109 21099

Зачастую при неэффективном торможении автомобиля Ваз 2109 возникает необходимость в проверке вакуумного усилителя тормозов.

Вакуумный усилитель тормозов Ваз 2109

Само название данного узла говорит о его назначении: с помощью вакуума усиливается воздействие на главный тормозной цилиндр от педали тормоза. Так что, если нужно очень сильно давить на педаль, чтобы автомобиль затормозил, необходимо проверить вакуумный усилитель. Проверка вакуумного усилителя тормозов Ваз 2109 заключается в следующем: 1)На незаведенном двигателе нажимаем педаль тормоза и удерживаем ее ногой.

Нажимаем на педаль тормоза

Педаль давит на шток ВУТ

Когда двигатель Ваз 2109 не заведен, вакуумный усилитель еще не работает. Ради интереса попробуйте пустить машину накатом с горочки на незаведенном двигателе. Тормозить становится гораздо тяжелее. Это следует иметь ввиду, когда тебя буксируют: тормозить нужно начинать заранее. 2)Включаем зажигание и заводим машину, педаль тормоза должна немного провалиться вниз.

Почему? А потому, что на работающем двигателе во впускном коллекторе Ваз 2109 создается разряжение, которое через шланг с обратным клапаном усиливает нажатие на педаль. Разряжение впускного коллектора двигателя помогает толкать педаль тормоза. 3) Если в момент, когда двигатель завелся педаль тормоза не пошла вниз, значит вакуумный усилитель тормозов Ваз 2109 неисправен и подлежит замене. Однако, прежде чем бежать в магазин покупать новый, необходимо проверить шланг от вакуумного усилителя тормозов ко впускному коллектору. Также проверке подлежит обратный клапан.

Обратный клапан Ваз 2109

Проверка шланга сводится к проверке надежности крепления хомутов, отсутствия трещин самого шланга.

Крепление шланга к коллектору

Видео: КАК ПРОВЕРИТЬ ВАКУУМНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ТОРМОЗОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Видео: Как определить неисправность вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2109

1 Особенности работы вакуумного усилителя тормозов – как он устроен?

Исправный усилитель тормозной системы способен в несколько раз повышать усилие, которое водитель прилагает при нажатии на педаль тормоза, тем самым обеспечивая правильную работу всех узлов тормозной системы и качественное торможение. Управлять автомобилем с неисправным или вышедшим из строя «вакуумником» очень сложно или невозможно, так как одного человеческого усилия при нажатии на педаль тормоза недостаточно для того, чтобы привести в действие суппорта и оперативно, особенно при экстренном торможении, прижать колодки к дискам.

Поэтому при неисправности этого агрегата не рекомендуется эксплуатировать автомобиль до полного устранения возникших дефектов. На большинстве современных автомобилей вакуумный усилитель соединяется с впускным коллектором двигателя специальным трубопроводом, который передает разряжение из камеры на усилитель. Далее создается необходимый вакуум, диафрагма усилителя притягивается и с помощью специального штока усиливает давление на поршень тормозного цилиндра, что существенно упрощает процесс торможения для водителя.

Более дорогие виды усилителей на различных моделях авто дополнительно оснащаются специальным вакуумным насосом механического или электрического типа, который помогает основному механизму. В первом случае насос соединяется с распредвалом специальным приводом, во втором оснащается дополнительным электромотором.

Неисправности вакуумного усилителя

Неисправности вакуумного усилителя приводят к тому, что водитель не в состоянии прикладывать необходимое усилие для нормальной работы тормозной системы автомобиля. Так, выделяют всего три неисправности вакуумного усилителя тормозов (сокращенно — ВУТ). Это разгерметизация трубопровода (мест его присоединения), поломка обратного клапана ВУТ, разгерметизация его рабочих камер.

Третья причина достаточно редкая, а вот первые являются основными. Проверка усилителя обычно не составляет труда, и под силу даже начинающему автолюбителю. Что касается ремонта, то восстановление герметичности имеет смысл только на стыках (хомутах), в остальных же случаях, как правило, меняют целиком ВУТ, либо его соединительные трубки.

Основные неисправности устройства

Видов поломок вакуумника не так уж и много, а именно:

  • Потеря герметичности трубопровода, по которому поступает разрежение, или мест его соединения;
  • Выход из строя обратного клапана;
  • Разгерметизация рабочих камер усилителя.

Первые две неисправности – основные, третья же встречается очень редко.

Также стоит отметить, что в большинстве авто вакуумник работает от разряжения, создаваемого во впускном коллекторе (их то и соединяет между собой трубопровод).

Но на некоторых моделях усилитель для повышения эффективности работы дополнительно комплектуется вакуумным насосом. Причем этот элемент может быть, как механическим (с приводом от распределительного вала), так и электрическим, со своим электродвигателем.

Но эти насосы являются лишь вспомогательным элементом, который повышает эффективность работы усилителя. При этом основное разрежение все так же берется от впускного коллектора.

В авто, комплектующимися этим узлом, насос – еще один компонент, который может прийти в негодность. При этом усилитель будет продолжать работать, хотя на некоторых режимах движения усилие на педали возрастет.

Видео: Признаки неисправности вакуумного усилителя и его замена, ВАЗ 2109. Сделай Сам!

Что такое и для чего нужен ВУТ

Чтобы определить неисправность ВУТ, имеет смысл описать его предназначение, принцип работы, а также влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Итак, основная задача «вакуумника» заключается в усилении физической силы (обычно в 3…5 раз), прилагаемой водителем на педаль тормоза автомобиля. Это жизненно необходимо, поскольку даже очень сильный человек не в состоянии создать достаточное усилие в гидравлической тормозной системе, чтобы все тормозные колодки сжались до нужного значения в критический момент. Создается такое усилие за счет разряжения воздуха, а в качестве его источника используется область в впускном коллекторе двигателя либо нагнетается дополнительным насосом.

Конструкционно ВУТ состоит из двух камер — атмосферной ( со стороны водителя) и вакуумной (со стороны двигателя). Вакуумная камера с помощью соответствующего трубопровода соединена с впускным коллектором. При нажатии на педаль тормоза вакуумная камера соединяется с атмосферной с помощью толкателя, на котором имеется так называемый клапан слежения. Далее диафрагма соединяется со штоком и происходит нагнетание тормозной жидкости к тормозным цилиндрам. Если на тормозную педаль не оказывается усилие, то под воздействием обратной пружины диафрагма возвращается на место, давление на тормозную жидкость ослабевает, из-за чего тормозные колодки расходятся и торможение прекращается.

В самом простом случае вакуумный усилитель тормозов берет разрежение из впускного коллектора. Для этого он соединен с ним соответствующим трубопроводом. Однако во многих современных автомобилях для «вакуумника» существуют отдельные вакуумные насосы. Они бывают двух типов. Первый — механический, он имеет привод от распределительного вала двигателя. Второй — электрический, он приводится в действие отдельным электрическим двигателем. Использование дополнительных насосов не только повышает комфорт использования тормозной системы, но и повышает ее надежность (например, в случае повреждение и/или разгерметизации). Но все же насос — лишь вспомогательный элемент, и основное разрежение берется из впускного коллектора.

Признаки и причины неисправности вакуумного усилителя тормозов. 3 способа проверки

Неисправности вакуумного усилителя приводят к тому, что водитель не в состоянии прикладывать необходимое усилие для нормальной работы тормозной системы автомобиля. Так, выделяют всего три неисправности вакуумного усилителя тормозов (сокращенно — ВУТ). Это разгерметизация трубопровода (мест его присоединения), поломка обратного клапана ВУТ, разгерметизация его рабочих камер.

Третья причина достаточно редкая, а вот первые являются основными. Проверка усилителя обычно не составляет труда, и под силу даже начинающему автолюбителю. Что касается ремонта, то восстановление герметичности имеет смысл только на стыках (хомутах), в остальных же случаях, как правило, меняют целиком ВУТ, либо его соединительные трубки.

:

Что такое и для чего нужен ВУТ

Чтобы определить неисправность ВУТ, имеет смысл описать его предназначение, принцип работы, а также влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Итак, основная задача «вакуумника» заключается в усилении физической силы (обычно в 35 раз), прилагаемой водителем на педаль тормоза автомобиля.

Это жизненно необходимо, поскольку даже очень сильный человек не в состоянии создать достаточное усилие в гидравлической тормозной системе, чтобы все тормозные колодки сжались до нужного значения в критический момент.

Создается такое усилие за счет разряжения воздуха, а в качестве его источника используется область в впускном коллекторе двигателя либо нагнетается дополнительным насосом.

Конструкционно ВУТ состоит из двух камер — атмосферной ( со стороны водителя) и вакуумной (со стороны двигателя). Вакуумная камера с помощью соответствующего трубопровода соединена с впускным коллектором.

При нажатии на педаль тормоза вакуумная камера соединяется с атмосферной с помощью толкателя, на котором имеется так называемый клапан слежения. Далее диафрагма соединяется со штоком и происходит нагнетание тормозной жидкости к тормозным цилиндрам.

Если на тормозную педаль не оказывается усилие, то под воздействием обратной пружины диафрагма возвращается на место, давление на тормозную жидкость ослабевает, из-за чего тормозные колодки расходятся и торможение прекращается.

Устройство ВУТ

В самом простом случае вакуумный усилитель тормозов берет разрежение из впускного коллектора. Для этого он соединен с ним соответствующим трубопроводом. Однако во многих современных автомобилях для «вакуумника» существуют отдельные вакуумные насосы. Они бывают двух типов. Первый — механический, он имеет привод от распределительного вала двигателя.

Будущее уже здесь

Самым последним созданным устройством является электромеханический усилитель iBooster от компании Bosch, он отвечает современным требованиям и может применяться в любых автомобилях. Особенно хорошо подходит для электромобилей и авто с системами автономного управления.


Электронный iBooster компании Bosch

Управляется собственным электронным блоком связанным с другими электронными системами, но при этом имеет прямую связь педали с тормозным цилиндром. Скорость работы iBooster очень высока, например он замедляет автомобиль в три раза быстрее чем система ESP.

Каждый из этих усилителей имеет свои достоинства и у производителей есть выбор, но прогресс требователен и скорее всего простые механизмы будут вытеснять более современные и производительные системы такие как iBooster.

Как работает усилитель тормозов

По сути, усилитель тормозов в вашем автомобиле помогает умножить давление, которое вы прикладываете к педали тормоза при замедлении или остановке автомобиля. Вы можете найти его  (большую круглую штуку), установленную в моторном отсеке зачастую примерно на высоте руля.

Он имеет простую конфигурацию. Гибкая мембрана разделяет усилитель на переднюю (со стороны двигателя) и заднюю (со стороны водителя) камеру, обеспечивая плотное уплотнение между ними. Снаружи толстый шланг соединяет переднюю камеру вакуумный усилитель тормозов с впускным коллектором в качестве источника вакуума.

Толкатель (он же силовой поршень) проходит через центр усилителя. С одной стороны, шток соединяется с педалью тормоза, а с другой — с главным тормозным цилиндром.

Он крепится к передней и центральной части усилителя тормозов. На обычном усилителе, в центре толкателя, вы найдете нормально открытый клапан, который позволяет вакууму проникать в заднюю камеру. Кроме того, задняя часть толкателя работает как нормально закрытый клапан, чтобы удерживать атмосферное давление в задней камере, пока вы не нажмете педаль тормоза. Таким образом, когда педаль находится в состоянии покоя, в передней и задней камерах имеется вакуум.

Когда вы нажимаете на педаль, чтобы замедлить или остановить автомобиль, вы также нажимаете на задний клапан и центральные клапаны. Таким образом, задний клапан открывается, позволяя атмосферному давлению войти в заднюю камеру. В то же время центральный клапан закрывает мембранный клапан, блокируя вакуум для входа в заднюю часть камеры. Затем атмосферное давление и вакуум помогут вам протолкнуть шток к главному цилиндру, который использует гидравлическую систему, чтобы задействовать тормоза без особых усилий с вашей стороны.

Примечание. На некоторых моделях обе стороны мембраны содержат атмосферное давление, когда педаль тормоза находится в состоянии покоя. Когда вы нажимаете на педаль, вакуум образуется на передней стороне усилителя.

Теперь, когда вы знаете, как работает усилитель тормозов в вашем автомобиле, вы можете использовать эти знания для устранения неполадок в устройстве с помощью серии простых тестов, без инструментов и с инструментами.

Related Posts

Добавить комментарий