Классификации масел для механических трансмиссий

Классификация вязкости трансмиссионного масла по SAE

Индекс SAE, указывающий вязкость трансмиссионного масла, был разработан в Американском Обществе Инженеров. Этот стандарт получил широкое распространение по всему миру и сегодня при определении классификации вязкости моторного масла для ведущих мостов и МКПП применяется спецификация SAE J306. По этой квалификации также определяется температурный диапазон, при котором допустимо применение того или иного смазочного материала.

Самая низкая и самая высокая температура, при которой можно эксплуатировать автомобиль имеет свой предел, который оценивается:

  • по температуре, при которой вязкость жидкости по Брукфильду доходит до показателя 150 000 сП (сантипуазов);
  • по температуре, при которой кинематическая вязкость «трансмиссионки» определяется при температуре 100 градусов.

Благодаря этому удается определить нагрузку (приблизительную) с которой сможет справиться защитная масляная пленка.

По стандартам SAE трансмиссионные масла делятся на аналогичные с моторными смазками категории:

  • зимние (W, Winter): 70w, 75w, 80w, 85w;
  • летние (без индекса): 80, 85, 140, 250.

Всесезонные жидкости имеют обе маркировки, например, SAE 75w-85. Такие масла можно использовать на протяжении всего года. Как видите, в этом плане «трансмиссионки» схожи с моторными маслами, но это не означает, что эти нефтепродукты используются в одинаковых условиях и имеют одинаковые показатели. Это же касается и вопросов о том, можно ли заливать «трансмиссионку» в двигатель и наоборот. Моторное масло допустимо использовать для КПП, но трансмиссионную жидкость заливать в мотор нельзя.

Таблица температурных диапазонов окружающего воздуха, в которых можно применять трансмиссионные масла. Указаны наиболее часто применяемые виды масел

Минимальная температура, при которой обеспечивается смазка узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С
-40 75W-80 35
-40 75W-90 35
-26 80W-85 35
-26 80W-90 35
-12 85W-90 45

Эксплуатационные свойства ТМ

В Российской классификации трансмиссионных масел выделяются:

  • вязкость и стойкость к перепадам температур;
  • способность смазывания;
  • коррозионная стойкость и агрессивность.

Первым важным параметром выступает именно вязкость. Густота смазки напрямую влияет на эффективность трансмиссии. К примеру, у жидкости ТАП 15 В динамическая сопротивляемость проворачиванию при -100 градусов Цельсия составляет 30 Па. Параметр снижает производительность редуктора на 50-60% — это значительно повышает расход топлива и нагрузку на мотор. В подобных условиях требуется применять масла, более устойчивые к морозам.

Смазывающие свойства характеризуются способностью жидкости минимизировать фрикционное напряжение между подвижными парами. Чем выше показатель, тем лучше жидкость сохраняет нагруженные узлы.

Коррозионная стойкость – это свойство лубриканта окислять поверхность под действием высоких температур. Обычно тест проводится на стальной или медной пластине, где указывается агрессивность состава.

Спецификация MIL

Собственная спецификация вооруженных сил США. Требования ужесточают гражданские нормы и накладывают дополнительные ограничения на используемые компоненты, производительность формулы. Здесь следует выделить стандарты.

  1. L-2105B – устаревший стандарт, соответствующий модификации APIGL-4. Жидкости используются в коробках передач с латунными синхронизаторами и элементами из цветных металлов.
  2. L-2105С – улучшенная спецификация более жесткая, относительно содержания защитных присадок. Смазки группы применимы в редукторах, приводных передачах, мостах.
  3. L-2105D – стандарт 1987 года, обеспечивающий соответствие экологическим нормам по вредным выбросам и защите окружающей среды.
  4. PRF-2105E – нормативный акт полностью соответствует допуску АПИ МТ-1и гарантирует повышенную термическую стабильность жидкости.

Классификатор качества трансмиссионных масел по ZF

Крупнейшая в Европе организация по производству силовых установок и трансмиссионных блоков для автомобилей Zahnradfabrik Friedrichshafen. Компания имеет собственные спецификации для каждой группы компонентов.

Каждая спецификация содержит информацию по вязкости, марке, классе качества.

Классификация по SAE

Американское сообщество автомобильных инженеров, по аналогии с моторными маслами, ввело свою систему разделения трансмиссионных смазочных материалов в зависимости от высоко- и низкотемпературной вязкости.

Согласно классификации по SAE, все трансмиссионные масла подразделяются на летние (80, 85, 90, 140 и 260) и зимние (70W, 75W, 80W и 85W). В подавляющем большинстве случаев современные масла имеют сдвоенный индекс (например, 80W-90) по SAE. То есть они всесезонные, и подходят как для зимней, так и для летней эксплуатации.

Летний индекс определяет кинематическую вязкость при температуре 100°C. Чем больше числовое значение по SAE, тем более густое масло. Здесь есть один нюанс. На самом деле до 100 °C современные коробки практически никогда не разогревается. В лучшем случае летом средняя температура масла в КПП колеблется в районе 70-80 °C. Поэтому в рабочем диапазоне температур смазка будет значительно более вязкой, чем указано в стандарте.

Низкотемпературная вязкость определяет минимальную температуру, при которой динамическая вязкость не упадёт ниже 150 000 сСп. Этот порог условно принят за тот минимум, при котором зимой валы и шестерни коробки гарантированно смогут вращаться в загустевшем масле. Здесь чем меньше числовое значение, тем при более низкой температуре масло сохранит достаточную для работы коробки вязкость.

1. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел

К наиболее важным эксплуатационным требованиям, которым должны удовлетворять трансмиссионные масла, относятся:

  • уменьшение интенсивности изнашивания и величины износа всех деталей трансмиссии;
  • снижение потерь энергии, передаваемой от двигателя к ходовой части автомобиля;
  • отвод тепла и удаление из зон трения продуктов износа и других загрязняющих масло примесей;
  • отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям трансмиссии;
  • снижение вибрации и шума шестерен и защита их от ударных нагрузок при движении автомобиля на режиме «разгон – накат – разгон»;
  • отсутствие вспенивания и стабильность свойств масла, при работе смазываемых им механизмов.

Обязательным компонентом современных трансмиссионных масел являются присадки, улучшающие их эксплуатационные свойства; как правило, они вводятся в масла при изготовлении. Применяют антифрикционные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, антикоррозионные, моющие и диспергирующие, противопенные, депрессорные и др.

Для получения трансмиссионных масел с хорошими вязкостнотемпературными характеристиками загущают маловязкие масла (МС-8 – масло селективной очистки для авиационных двигателей; И-12А – индустриальное масло без присадок, общего назначения и других) высокополимерными присадками. В качестве загущающих присадок используют главным образом полиизобутилены, полиметакрилаты и др.

Содержание

  • Классификация по SAE
  • Классификация по API GL-1
  • GL-2
  • GL-3
  • GL-4
  • GL-5
  • Новые классы API
  • Классификация по ГОСТу
  • Как расшифровать маркировку продукции SINTEC
  • Трансмиссионные масла применяются для смазки высоконагруженных узлов автомобилей, чтобы обеспечить их стабильную работу в течение длительного времени. Их замена проводится через каждые 60-150 тысяч км пробега или через 3-7 лет, если транспорт используется нечасто. Чтобы трансмиссионное масло в полной мере выполняло свои функции, оно должно соответствовать особенностям эксплуатации автомобиля и конструкции коробки передач (КПП). Для подбора оптимальной смазки необходимо знать, к какой категории продукции она относится по существующим стандартам.

    Минеральная основа

    • Считаются самыми потребляемыми, так сказать, популярными маслами, ввиду своей дешевизны;
    • Чтобы хоть как-то повысить качество минеральных масел, туда добавляется определенное количество присадок с большим содержанием серы.

    Получается, что синтетические масла по своему качеству лучше минеральных, но по цене значительно дороже. Полусинтетика находится где-то в середине, давая возможность сэкономить.

    Важно: помните, что ни в коем случае нельзя смешивать «синтетику» с минеральной основой или наоборот!

    Видео: Трансмиссионное масло. Разновидности. Масло для коробки передач. Как выбрать? Обзор от Avtozvuk.ua

    Видео: Трансмиссионные масла | Виды | Классификация

    Видео: Какое трансмиссионное масло ЛУЧШЕ

    Видео: Система классификации трансмиссионных масел

    SAE

    Во всем мире получила широкое распространение маркировка трансмиссионных смазок по индексу вязкости – SAE. Разработанный в Соединенных Штатах, стандарт SAE J306 разделяет смазочные жидкости для трансмиссий, в зависимости от вязкости при эксплуатации автотранспорта в условиях предельных температур: низких и высоких. По этой квалификации можно определить диапазон температур, в котором разрешается применять определенную смазку для механической КПП и ведущих мостов.

    Рекомендации по вязкости трансмиссионных масел, которые могут применяться для МКПП и ведущих мостов автомобиля, указываются производителем в мануале пользователя. Основываясь на этих рекомендациях, владелец автомобиля выбирает трансмиссивную жидкость среди ассортимента смазочных жидкостей. Когда выбирается смазка, следует учитывать самую низкую и самую высокую температуру, при которой будет эксплуатироваться авто. Классификация SAE J306 учитывает индекс вязкости при предельных температурах.

    Значение низкотемпературного предела вязкости соответствует температуре, при которой достигается динамическая вязкость по Брукфильду 150000 сантипуазов (сП). Для определения показателей проводились реальные испытания с агрегатами различных конструкций. При превышении этих значений подшипники шестерен на вале разрушались. Поэтому важно следовать рекомендациям производителей по низкотемпературному пределу применения.

    Значение высокотемпературного предела определяется по показаниям кинематической вязкости смазки при температуре 100 градусов. Этот показатель помогает приблизительно определить, какую нагрузку может выдержать защитная масляная пленка и насколько достаточно ее будет, чтобы защитить механизм коробки передач при значительных нагрузках и при высоких рабочих температурах.

    По классификации SAE смазочные материалы делятся на 9 классов по аналогии с моторными маслами:

    • 4 зимних, индекс вязкости которых содержит букву W (Winter): 70W, 75W, 80W, 85W;
    • 5 летних, у которых отсутствует буквенное обозначение: 80, 85, 90, 140, 250.

    Всесезонные масла маркируются с применением обеих маркировок, первая идет зимняя, вторая — летняя, например, SAE 75W-85, SAE 85W-90 и т.п.

    Таблица классификации по SAE трансмиссионных смазок по индексу вязкости:

    Классификация вязкости трансмиссионного масла по API

    По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками — содержание противоизносных и противозадирных присадок.

    Классификация описана в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г.» (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976). Классы качества по API:

    Related Posts

    Добавить комментарий