Кондиционер из радиатора автомобиля

Принцип работы бытовой сплит-системы

Кондиционер – сложный бытовой прибор, действующий по принципу переноса тепла из одного места в другое: летом – из квартиры на улицу, зимой – из окружающей среды в дом. Для перемещения теплоты применяется интересное вещество – фреон, способный кипеть и превращаться в газ при отрицательной температуре.

Для справки. Фреон, циркулирующий в контурах холодильных машин, зовется хладагентом или рабочим телом. Ключевой момент – его испарение и конденсация, во время которой тепловая энергия соответственно поглощается и выделяется в больших количествах.

Традиционные агрегаты состоят из 2 блоков — наружного и внутреннего

Домашняя сплит-система работает по циклическому алгоритму:

  1. Сначала хладагент в жидком состоянии попадает в теплообменник внутреннего модуля кондиционера (испаритель), обдуваемый центробежным вентилятором. Тут и происходит испарение фреона, за счет чего поток комнатного воздуха резко охлаждается.
  2. Дальше газ по медной трубке поступает в компрессор, поднимающий его давление до определенного значения. Задача – заставить рабочее тело сконденсироваться на улице, где температура воздуха еще выше, чем в помещении.
  3. После компрессора газообразный фреон проходит через радиатор внешнего блока (конденсатор). Большой осевой вентилятор гонит поток воздуха сквозь его ребра, и хладагент снова переходит в жидкую фазу, отдавая комнатное тепло наружу.
  4. На последнем этапе давление жидкого рабочего тела снижается за счет прохождения через расширительный (дроссельный) клапан. Теперь фреон снова готов к поглощению теплоты и движется во внутренний блок, цикл повторяется заново.
Схема работы заводского кондиционера

Примечание. В процессе работы на обоих теплообменниках выступает много конденсата и его нужно отводить на улицу или в канализацию. Чтобы сплит-система переключилась на обогрев дома, фреон запускается в обратном направлении, а радиаторы функционально меняются местами.

За поддержание температуры воздушной среды помещения и давления хладагента в системе отвечает электронный блок управления (ЭБУ), получающий сигналы от различных датчиков. По такому же принципу функционирует и автомобильный кондиционер, испаритель встраивается в систему вентиляции салона, а конденсатор устанавливается возле штатного радиатора системы охлаждения.

Самое простое устройство для дома

Самым простым охладительным устройством, не требующим почти никаких материальных, финансовых, временных, интеллектуальных затрат станет конструкция из вентилятора и мокрого полотенца. Полотенце набрасывается поверх механизма, воздух проходит насквозь, испаряя воду. Процесс испарения охлаждает полотенце, поэтому проходящий воздухопоток станет чуть более прохладным. Такой способ можно немного усовершенствовать, опустив конец полотенца внутрь емкости с водой.

Охладить помещение таким способом не удастся. Но для индивидуального применения будет эффективным.

Какие материалы и инструменты потребуются

Что потребуется, чтобы сконструировать действующий автомобильный кондиционер, потратив на это на порядок меньше денег, чем на покупку штатного устройства:

Если в автомобиле имеется аудиопроигрыватель, оснащённый USB-портом, задача упрощается. Для такого варианта самодельного автокондиционера потребуется ещё меньше деталей:

Наконец, можно сконструировать автокондиционер из старого неработающего холодильника (нам понадобится только его морозильная камера). В этом случае нам потребуются:

Какой из вариантов выбрать – решайте, исходя из того, что из перечисленного есть в наличии, а что легко можно приобрести в ближайшем супермаркете.

Видео: Как сделать кондиционер своими руками!

Необходимые материалы и инструменты

В качестве простейшего кондиционера, который под силу собрать любому автомобиля, рассмотрим охладитель из отечественного радиатора отопления (подойдет стандартный радиатор для печки). Для сбора полностью функционирующего кондиционера понадобятся следующие материалы:

  • контейнер из-под старой термосумки или холодильника;
  • радиатор печки от классических моделей ВАЗ;
  • т.н. «трюмная» помпа для прокачки;
  • стяжки и другие элементы крепления всех магистралей кондиционера;
  • компьютерные кулеры охлаждения;
  • провод со штекером USB для подключения собранного охладителя к прикуривателю.

Для сбора всех материалов и приспособлений в единое целое подойдет стандартный набор инструментов из плоскогубцев, ключей, ножниц, изоленты и маркера. Такого скромного набора инструментов будет вполне достаточно для сборки работающего кондиционера. Далее рассмотрим поэтапный процесс сборки охладителя салона.

Простой самодельный кондиционер

Принцип действия подобных охладителей заключается в продувании комнатного воздуха сквозь предметы с отрицательной температурой. В этом качестве обычно выступает лед или аккумуляторы холода, предназначенные для специальных сумок, применяющихся для летней перевозки продуктов.

Источники холода помещают внутрь закрытого ящика, а в его стенку встраивают осевой вентилятор. С другой стороны делается отверстие для выхода охлажденного потока. Чего только не используют для изготовления корпуса:

  • старый автомобильный холодильник с утепленными стенками;
  • вместительные пластиковые бутылки, рассчитанные на 5 л воды и больше;
  • ящики из картона или пластмассы с крышками;
  • канистры из полимерных материалов.
Так выглядит простейшая конструкция охладителя

Примечание. Подача воздуха обеспечивается любым малогабаритным вентилятором, например, кулером от компьютера.

Этот мини-кондиционер также годится для охлаждения салона автомобиля, нужно только правильно подключить воздушный нагнетатель к бортовой электросети и заранее запастись нужным количеством льда.

Преимущества и недостатки конструкции

Примечательно, что подобные устройства действительно гонят в помещение холодный воздушный поток. Вдобавок простые кондиционеры реально делаются из подручных материалов, чья цена стремится к нулю. Максимум, на что придется потратиться – это осевой вентилятор, если он не найдется в домашнем хозяйстве.

Установка и подключение аппарата в машине

К сожалению, недостатки перечеркивают все достоинства охладителя:

  1. Сколько ни накладывай льда в камеру, при жаре его надолго не хватит, поэтому надо постоянно замораживать новую воду.
  2. Пока вы охлаждаете одну комнату, соседняя нагревается холодильником, где готовится лед. Плюс возрастает расход электроэнергии.
  3. Длительность работы агрегата в автомобиле зависит от запаса льда, взятого с собой.
  4. Воздух, проходящий через лед, частично увлажняется. Спустя какое-то время наступит перенасыщение комнаты влагой, отчего вы почувствуете себя еще хуже, чем от воздействия жары.

Совет. Переувлажнения можно избежать, если вместо льда применять аккумуляторы холода, которые не тают и не превращаются в воду. А для контроля и поддержания оптимального уровня влаги существуют другие бытовые приборы .

Вывод. Вышеописанные кондиционеры, изготовленные своими руками, можно признать работоспособными. Они могут вас выручить в безвыходном положении, но эксплуатация охладителя – дело довольно хлопотное.

Старый холодильник + вентилятор

Необходимо:

  • старый холодильник;
  • пластиковая труба;
  • два вентиляторных устройства;
  • электролобзик;
  • монтажная пена.

Процесс изготовления:

  1. Вырезать внутри дверцы морозильной камеры холодильника отверстие для первого минивентилятора.
  2. Закрепить так, чтобы он нагнетал воздух внутрь камеры.
  3. Просверлить еще одно отверстие там же.
  4. Вставить внутрь получившегося отверстия пластмассовую трубу для вывода охлажденного воздуха наружу.
  5. Герметично закрыть щели монтажной пеной.
  6. Для лучшего отвода тепла можно установить второй кулер, поток воздуха от которого будет направлен на конденсатор.
  7. Подключить конструкцию к сети.

Импровизированный кондиционер из старой холодильной установки может стать неплохой альтернативой климатической системе. Принцип ее работы базируется на подаче фреоном тепла от испарителя к конденсатору (как и у многих кондиционеров).

Как сделать своими руками

Процесс по сборке нехитрой конструкции мобильного кондиционера можно расписать в нескольких шагах:

Т.к. за основу всего кондиционера берется термоустойчивый корпус – вода в нем будет прохладной. Дополнительно вокруг радиатора можно наложить льда. Если же при работе самодельного кондиционера Вы ощущаете снижение его эффективности – залейте в систему холодную воду и доложите льда. Возможно собранный таким образом кондиционер не будет полностью охлаждать салон, однако при жаркой погоде его обдув будет довольно ощутим.

Если вариант с охладителем из портативного холодильника для Вас показался сложным – можем предложить еще более простую конструкцию для охладителя из пятилитровой бутылки. Конструкция его весьма проста, поэтому инструкция по сборке заключена всего в три шага:

Изначально такой способ охлаждения салона может показаться примитивным, однако это оправдывается легкостью сборки подобного охладителя.

Как итог, набор из бутылки, старого корпуса холодильного контейнера, пары компьютерных кулеров и радиатора можно в несколько действий превратить в довольно эффективный охладитель, способный облегчить пребывание в салоне автомобиля при жаркой погоде.

Источник

Водяная охлаждающая установка

Идея проста и одновременно эффективна: через теплообменник с вентилятором, расположенный внутри помещения, прокачивается холодная вода. Поскольку ее температура лежит в пределах 5—10 °С, то воздушный поток охлаждается и в комнате становится прохладнее. Источником воды служит колодец либо скважина, а теплообменником выступает радиатор от машины или старого кондиционера.

Важное замечание. В отличие от других самодельных агрегатов, водяная установка действует по принципу калорифера и может не только охлаждать воздух в доме, но и нагревать его. Все зависит от температуры воды, подаваемой внутрь радиатора.

Оригинальная идея — вставить радиатор с вентилятором в корпус от старого телевизора

Проточная система охлаждения состоит из 3 элементов:

  • собственно теплообменник;
  • погружной или скважинный насос;
  • утепленные трубопроводы подачи и сброса воды.

Изготовление водяного кондиционера

Порядок сборки охладителя следующий:

  1. Поставьте и закрепите в удобном месте помещения автомобильный радиатор.
  2. Проложите к нему подающую и обратную магистраль. Для соединения с патрубками элемента используйте переходники и хомуты.
  3. Смонтируйте насос в колодце или скважине и подключите к нему трубопровод подачи хладоносителя к теплообменнику.
  4. Участок подающей трубы утеплите, чтобы вода не нагревалась раньше времени. Обратную магистраль изолировать не обязательно.
Для охладителя можно приспособить радиатор автомобильной печки

Чтобы сделать водяной кондиционер и успешно его запустить, нужно решить 2 задачи: куда девать воду и как регулировать скорость ее подачи, ведь производительность насоса обычно превышает потребность. Проблему сброса воды предлагаем решить такими способами:

  • собирать в накопительную емкость, откуда происходит полив огорода;
  • перебрасывать в другую скважину, как это делает тепловой насос типа «вода-вода»;
  • организовать замкнутый контур циркуляции со вторым теплообменником, погруженным на дно колодца.
Оборот воды можно организовать по схеме теплового насоса

Для справки. Культурные растения не рекомендуется поливать холодной водой. Поэтому вы убьете двух зайцев, если колодезную воду сначала нагреете в радиаторе – охладителе воздуха.

Вентилятор + пластиковая тара. Вариант 1

Наиболее распространенным вариантом сооружения кондиционера из подручных средств является сочетание вентмеханизма и пластиковых бутылок с холодной водой или льдом. Понадобятся:

  • вентмеханизм;
  • пластмассовая или другая тара;
  • лед/охлажденная вода.

Схема действий:

  1. Тара наполняется холодной водой, замораживаются.
  2. Охлажденная, монтируется к вентиляторной решетке либо ставится перед ней. Обязательно нужно оставить зазоры 1-2 см для циркуляции, охлаждения воздухопотока.
  3. Продумать способ сбора конденсата, который обязательно будет появляться.

Воду нужно периодически менять. Можно сделать сразу два комплекта, попеременно их охлаждая.

Кондиционер для автомобиля своими руками

Ездить в жару на автомобиле без кондиционера вредно и опасно для здоровья. Это может привести к тепловому удару, что создаст небезопасную ситуацию как для водителя, так и для окружающих. К тому же, даже если до этого дело не дойдет, вряд ли кто-то любит потеть, сидя в раскаленной машине. Конечно, эта проблема не так важна тем, кто ездит без пробок по ровным дорогам. Но что же делать, если окна открыть нельзя или приходится долго стоять в пробке. А делать нужно кондиционер, как именно, рассмотрим ниже.

Описанный ниже кондиционер довольно примитивен. Дело в том, что он работает на льду, таким образом, хватает его примерно на час работы. Но эту проблему можно решить путем установки элементов Пельтье. Например, такие элементы благодаря электротоку могут охлаждать воду, и кондиционер будет работать до тех пор, пока не разрядится аккумулятор. Так или иначе, эта самоделка будет отличным вариантом для доработок и раздумий.

Материалы и инструменты для автомобильного кондиционера:
— пластиковый контейнер (сумка-холодильник);
— небольшой водяной насос на 12В (можно от аквариума);
— радиатор печки от автомобиля;
— провода, трубки для подключения насоса;
— два вентилятора;
— дремель;
— силикон;
— рояльные петли;
— штекер для подключения к прикуривателю и другое.

Шаг первый. Установка насоса
В первую очередь нужно закрепить насос, он фиксируется на дне контейнера. Для таких целей подойдет насос от аквариума или из бачка омывателя стекол. После установки провода от насоса нужно вытянуть наружу.

Шаг четвертый. Завершающий этап сборки
Чтобы крышку можно было удобно открывать и менять лед, автор крепит ее при помощи рояльной петли. Теперь можно подключать радиатор к насосу, для этого достаточно одного шланга, то есть выход насоса подключается к входу радиатора. В этом случае система будет работать, правда, будет слышно журчание воды. Чтобы этого избежать, можно и на исходящую трубу надеть шланг. Ну а теперь остается только подключить все компоненты к бортовой сети.

Если для работы кулеров и насоса требуется напряжение не 12В, а меньше, можно попробовать запитать все через зарядник для мобильных телефонов. Автор подключает устройство через прикуриватель.

Можно ли сделать кондиционер из старого холодильника

Абсолютно утопическая идея. Все материалы, опубликованные в русскоязычном интернете, описывают один и тот же видеоролик, где человек пытается из двух холодильников соорудить морозильную камеру для грибов. Причем результат этого действа неизвестен, потому что видеоматериал неполный. Давайте представим, как это должно выглядеть:

  1. Из холодильника аккуратно вырезаются оба теплообменника без отключения от компрессора, иначе фреон улетучится и вам придется платить за заправку.
  2. Компрессор с конденсатором выносится за пределы помещения, а испаритель (бывшая морозилка) устанавливается в комнате. К ней нужно приладить вентилятор для обдува.
  3. Штатный датчик и блок управления, настроенный на температуру отключения компрессора минус 3—6 °С, придется выбросить и заменить другими элементами, подключив агрегаты через реле. Иначе компрессор никогда не остановится и сломается через 100—200 часов непрерывной работы.
Организация охлаждения комнаты с помощью двух холодильников, встроенных в стену. Результаты работы неизвестны.

Давайте отбросим все технические тонкости (не такой режим работы, другая марка фреона и так далее) и представим, что вам удалось собрать эту схему. Максимальная холодильная мощность подобных агрегатов составляет не более 400 Вт или 0.4 кВт. Грубый расчет показывает , что этого хватит для комнаты площадью 4 м². Это в теории, а на практике выйдет еще меньше.

Вывод. Если вы относитесь к благородному племени энтузиастов и экспериментаторов, то можете попытаться сделать из холодильника кондиционер. Но труда вы затратите гораздо больше, чем получите холода.

Вентилятор + пластиковая тара. Вариант 2

  • кулер;
  • пластмассовая тара (три двухлитровые и три поллитровые);
  • поролоновая лента.

Изготовление:

  1. У двухлитровых емкостей нужно отрезать дно, просверлить внутри отверстия. В одном случае – снизу, в другом – сбоку.
  2. Поролоновой лентой обмотать кулер (для фиксации, поглощения вибраций).
  3. Разместить механизм между отрезанными частями так, чтобы внизу было дно бутылки с боковыми отверстиями.
  4. У двух крышек от емкостей удалить дно.
  5. Внутри двух поллитровых сбоку сделать отверстия, по диаметру равных горлышку.
  6. Горлышко большой емкости вставить внутрь бокового отверстия маленькой, зафиксировать его внутри обрезанной крышкой (можно с помощью длинного ножа или другого инструмента).
  7. Вторую, маленькую, зафиксировать с первой аналогичным способом. Теперь маленькие бутылки могут вращаться перпендикулярно своим основаниям.
  8. К пластиковому коробу с кулером прикрепить третью поллитровую емкость со льдом.
  9. Сверху накрыть все это двухлитровой бутылкой с двумя закрепленными маленькими.

Импровизированный самодельный кондиционер из пластмассовых бутылок готов к использованию. Воздушный поток регулируется вращением поллитровых емкостей по двум направлениям. Будет полезен маленькому помещению, при индивидуальном использовании.

Читайте также:  Диагностика эбу автомобиля что это

Самодельный кондиционер из автомобильного радиатора

Предыстория

Я отсутствовал в Москве порядка около 5 недель. Возвращаясь по сильной жаре, которая началась ещё в Пскове, а задымлённость – в Тверской области, столица встречала сюрпризом – большой спрос на кондиционеры и вентиляторы.

Во многих магазинах этих наименований вообще не оказалось, да и если что-то находилось, то стоило уже в 3-4 раза выше. Очерёдность на установку сплит-системы растягивалась на 2-3 недели.

Абсурдный бардак? Нет, не совсем! Немного подумав, в тот день моего приезда, в моей квартире был собран кондиционер своими руками. Впрочем, пришлось не только «пораскинуть мозгами», но и потребовалось некоторые финансовые траты.

Постараюсь в этой статье доступно изложить свою мысль.

Итак, постановка задачи:

Дано: Достаточно денег, толковые руки, имеется желание приобрести сплит-систему или вентилятор, но нет ни того ни другого.

Вопрос: Что делать? Ответ очевиден! Будем делать кондишн.

Видео: Дополнительный радиатор из кондиционера. ЖАРА???

Видео: Чудо Кондиционер Своими Руками. Без фреона. Просто и Дешево.

Видео: Радиатор кондиционера. Зачем платить больше? Оригинал или китайский аналог?

Охлаждение с помощью элементов Пельтье

Применение этих деталей для сборки самодельного кондиционера – вопрос спорный. Все дело в энергопотреблении элементов Пельтье (иначе – термоэлектрические преобразователи), несопоставимого с количеством вырабатываемого холода. Внешне они выглядят как пластины с 2 проводами, при подключении электричества одна поверхность элемента выделяет тепло, а вторая — холод.

Как поступают домашние умельцы и автолюбители – энтузиасты, стремящиеся к комфорту:

  1. Покупают от 4 до 8 элементов Пельтье и монтируют их «горячей» стороной на ребристый радиатор из алюминия.
  2. Устанавливают этот радиатор таким образом, чтобы он охлаждался уличным воздухом.
  3. К «холодной» стороне преобразователей крепят кулер от компьютера, чтобы он подавал комнатный воздух на пластину.
Схема охлаждения воздуха преобразователем Пельтье

Примечание. Для лучшей теплопередачи элемент перед установкой на радиатор покрывают термопастой («горячую» грань).

Элементы Пельтье реально охлаждают воздушный поток, но при этом просто пожирают электричество. Ведь половина энергии расходуется впустую, поскольку преобразуется в тепло и рассеивается в атмосфере. То есть, на каждый затраченный Вт электроэнергии вы получите не больше 0.5 Вт холода, в то время как у сплит-системы это соотношение совсем другое – 1 : 3. Как это работает на практике, вы можете увидеть в очередном видео:

Related Posts

Добавить комментарий