Переделать из бензина 92 в бензин 80

Что такое бензин?

Бензин – это смесь изооктана и гептана. Изооктан всегда принимается за 100 единиц, он не взрывоопасен при повышении давления. Гептан принимается за ноль единиц, так как он не стоек к детонации при повышении давление. Так, смесь бензина АИ 92 содержит в своем составе 92% изооктана и 8% гептана. После первой перегонки нефти октановое число топлива обычно равно 70. С целью улучшения его качества используют специальные антидетонаторы. Самый распространенный антидетонатор – метил-трет-бутиловый (МТБЭ). Ранее использовались свинцовые антидетонаторы, но так как они загрязняли окружающую среду, они были запрещены. Существует также бензин с октановым числом 100. В нем используется только изооктан и различные объемные присадки. Такое топливо используется в моторах гоночных автомобилей.

1

Вообще-то, 80-е бензины до недавнего времени были у нас вне закона. Еще в 2008 году, с вводом Технического регламента на топлива, нам популярно объяснили: они плохие, экологически грязные и иномаркам чиновников да депутатов никак не подходят. Посему их не включили даже в экологический класс 2, самый низкий по Регламенту.

Вступление в силу этого мудреного документа неоднократно откладывалось. Наконец, осенью 2011 года, когда уже на всей территории России должен был (согласно первой редакции Регламента) продаваться только бензин класса 4, выяснилось, что большинство НПЗ не достигло даже класса 3 (такое топливо разрешалось производить до конца 2009 года)! В темпе приняли очередные поправки, которые… отменили всякие ограничения по октановому числу. Теперь можно, не оглядываясь на сроки, выпускать любой бензин, хоть 72-й, хоть 110-й, лишь бы все остальные требования к экологичности топлива были соблюдены.

Однако процесс пошел: нефтяники с 2008 года сворачивают производство 80‑го бензина. Сегодня он хоть и «в законе», но в жутком дефиците! А поскольку крупнейшие НПЗ его вообще перестали выпускать, эту марку везут со старых заводов, которые не успели проснуться с вводом Регламента, либо с полукустарных мини-НПЗ, где получают дешевые низкокачественные суррогаты, перегоняя газовый конденсат. В итоге заправка 80-м стала нынче и сложной, и сравнительно дорогой, и непредсказуемой по последствиям!

Чем же кормить старичков-динозавров? Тут и ЗИЛы с «москвичами», и старые мотоциклы, и лодочные моторы… Не станет ли им плохо? Проверим.

Разница между высокооктановым и низкооктановым топливом

Октановое число оказывает прямое влияние на скорость сгорания топлива. Бензин с высоким октановым числом сгорает плавно и долго, в результате чего не создаются ударные нагрузки на поршни. Поэтому производители выпускают современные автомобили, двигатели которых рассчитаны на использование бензина АИ 92, АИ 95 и даже АИ 98.

Низкооктановый бензин в двигателе, который не предназначен для него, сгорает преждевременно, из-за чего часть энергии расходуется впустую, в цилиндрах возникает детонация, что влечет за собой порчу клапанов и возникновение отложений на стенках цилиндров.

Видео: Как из 80-го бензина сделать 92-й, а 92-го сделать 95-й

СТАРЫЕ СТРАШИЛКИ И НОВЫЕ РЕАЛИИ

Умные механики, начитавшись книжек, рассказывают, что использование высокооктанового бензина в старых моторах чревато повышенным расходом, потерей мощности, резким увеличением токсичности. А самое страшное — сгорят клапаны и поршни! И всё потому, что высокооктановый бензин по сравнению с низкооктановым горит хуже, медленнее. Но так ли это?

Авторы давно косились на стенд со стареньким волговским ЗМЗ-4021. Наша задача продлила ему жизнь: пусть в последний раз послужит людям! Выбрав АЗС с уважаемым брендом, чтобы с ходу не нарваться на бодягу, купили по канистре 80-го, 92-го и 95-го. Стоили они соответственно 25 руб. 80 коп., 26 руб. 50 коп. и 28 руб. 20 коп. за литр.

Затем мы проделали обычный цикл испытаний, последовательно меняя сорта. Измерили расход топлива, мощность, токсичность отработавших газов на десяти точках, характерных для универсального цикла эксплуатации. Чтобы оценить изменение температур выпускных клапанов (а косвенно — и поршневой группы), поставили термопару на выпуск.

Для начала никаких регулировок системы зажигания не делали. Мотор пустился и отработал совершенно нормально. Результаты измерений показали, что на 80-м бензине при штатных регулировках мощность была чуть побольше и бензина мотор ел поменьше — на 3–5%. И чем выше октановое число, тем больше разница. А вот с токсичностью все наоборот! На 95-м бензине экологические показатели двигателя были получше, чем на 80-м, но ненамного — на 10–12% (это лишь чуть выходит за пределы погрешности измерений). Причем наибольший эффект заметен по снижению выхода окислов азота.

А что же с самым страшным — целы ли клапаны и поршни? Однозначно — да! Температура отработавших газов если и зависела от октанового числа бензинов, то очень слабо. Вся разница укладывалась в 15–20 ºC!

В конце концов мы решили: глупо переплачивать за более дорогой бензин, не используя его преимуществ. Сдвинули угол опережения зажигания на 5 градусов вперед — на стареньких карбюраторных машинах это нетрудно. Итог не заставил себя ждать: потерь мощности как не бывало, экономичность стала на 2–3% лучше, чем при работе на 80-м со штатной регулировкой двигателя.

Итак, заворот кишок отменяется!

Видео: Как из бензина АИ-92 сделать АИ-80?

Как сделать из 92 бензина 80?

К сожалению, не существует специализированной литературы, где бы описывались способы понижения октанового числа, так как превращать эффективное топливо в дешевый бензин с низким октановым числом неэкономично, глупо и неэффективно, ведь стоимость бензина 92 выше, чем стоимость бензина АИ 80. Впрочем, подобная необходимость иногда возникает.

Понизить октановое число могут:

  1. Сернистые соединения и смолистые вещества.
  2. Добавление в высокооктановый бензин низкооктанового топлива.
  3. Длительное хранение бензина. При неправильных условиях хранения (повышенная температура, например) он теряет свои свойства. Вещества в его составе, повышающие октановое число, испаряются, и в результате топливо становится худшим по качеству. В среднем, октановое число может понижаться на 0,2 единицы за день.

В зависимости от способа понижения октанового числа, нам понадобится однопоршневый мотор, сернистые соединения, портативный прибор для определения октанового числа, низкооктановый бензин.

Способы

Для начала нам нужно определить детонационную устойчивость топлива. Лучше всего для этого использовать обычный портативный прибор. Популярным является, например, OKTIS-2. Стоимость подобных приборов составляет 4-6 тысяч рублей. Возможно, можно найти и дешевле. К сожалению, без такого прибора не обойтись. Не существует способов, как сделать из 92 бензина 80, не зная при этом текущего октанового числа после проведений манипуляций с топливом.

Самый простой способ – добавить в бензин АИ 92 низкооктановое топливо – АИ 76, например. Учитывая, что последнее практически нигде не продается, можно добавить в бензин сернистые соединения. Также его можно разбавить бензином АИ 80, но серьезно понизить октановое число таким образом не получится. Правда, перед тем, как разбавить бензин, необходимо замерить его текущее октановое число и производить замер после каждой порционной добавки топлива.

Видео: Как жить без 80-го бензина.flv

Понижение октанового числа в промышленности

В промышленных масштабах никто не понижает октаны в топливе, ведь стоимость бензина 92 выше, чем цена за топливо АИ 80. Нет смысла делать из дорогого бензина дешевый, поэтому на рынке существует множество добавок в топливо, которые могут повышать октановое число, но не понижать его. Здесь приходится размышлять и экспериментировать.

Выше названы самые простые способы, но есть и другие. Некоторые методы для определения октанового числа предусматривают использование однопоршневого двигателя для имитации напряженной езды. Однако, такие методы несовершенны и часто возникают большие погрешности при определении октанового числа.

Видео: Что будет если на тяжике ездить на 92 бензине.

Есть ли смысл понижать октановое число?

Теоретически смысл есть, поскольку двигатели, предназначенные для работы на низкооктановом бензине, плохо справляются с более эффективным топливом. Здесь все дело в моменте взрыва топлива: в двигателях, которые разработаны для бензина АИ-92, низкооктановое топливо будет взрываться слишком рано, и тогда часть энергии теряется. Возникает детонация, которая ведет к скорейшему износу пар трения двигателя. Также на стенках цилиндров могут откладываться продукты сгорания, поскольку они не успевают отводиться из камеры сгорания при открытии выпускного клапана.

Напротив, в моторах, рассчитанных на низкооктановое топливо, бензин АИ 92 или АИ 95 будет взрываться с некоторым опозданием, что приводит приблизительно к тем же последствиям. Но это в теории. На самом деле нельзя заправлять низкооктановое топливо в современные двигатели, а наоборот – можно. Причина – низкое качество бензина, который продается на российских АЗС. К сожалению, его качество хуже по сравнению с европейским топливом, поэтому многие водители стараются использовать топливо с более высоким октановым числом, чем то, которое требуется для двигателя.

Поэтому можно смело использовать высокооктановое топливо для старых мопедов, бензопил, газонокосилок и даже добавлять масло в бензин для бензопилы. И хотя двухтактные двигатели рассчитаны на работу с низкооктановым топливом, ничего страшного в использовании топлива с более высокой детонационной стойкостью нет.

Related Posts

Добавить комментарий